Психологическая готовность детей к школе.
статья на тему
В данной статье раскрывается о готовности ребенка к школе. Какие виды психодогической готовности выделяют психологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность детей к школе.
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Т.е, что за основу готовности к школьному обучению берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6,5 - 7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает педагок - психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду с апреля по май. Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны быть даны и восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает детям расслабиться и уменьшить стрессовую ситуацию.
В настоящее время психологи выделяют следующие виды психологической готовности к школе:
- Социально-личностная готовность. На данном этапе важно сформировать готовность к принятию новой социальной позиции – положение школьника, который имеет круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям и самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. По мнению Л.И. Божович основный мотив – желание учиться. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни), а возможность получить новые знания. Будущему школьнику необходимо научиться управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. В системе взаимоотношений со сверстниками важно, чтобы была создана рефлексия, а так же способность ребенка решать конфликты мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности. В системе взаимоотношений со взрослыми у детей должно быть подчинение поведения определенным нормам и правилам в системе Учитель-Ученик. По отношению к учителю ребенок должен проявлять уважение, устранять конфликты.
- Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса и объем конкретных знаний, его словарный запас. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение решить задачу, осуществить поиск средств для ее решения, контроль за выполнением работы до получения результата. Так же к концу дошкольного возраста ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и во времени.
- Эмоционально - волевая готовность. На данном этапе ребенок должен уметь ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Бывает так что ребенку может быть не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)! Психологи задаются вопросом : - Почему ребенок, который блестяще занимался до школы, порой получает глубокое разочарование от школы? Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования. Но дело не только в этом. Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если занятия – прежде всего игра, то уроки – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и интересным. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что ребенку хочется, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно самому, т.е соподчинение мотивов «Хочу и Надо».
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Главная задача этой работы – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача же взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Список используемой литературы:
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., - 1982
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. М., - 1972
- Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.. 2009
- Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.
- Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
- Мухина B.C. Детская психология Москва. 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...
Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...