Представление опыта работы
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Краткое описание опыта работы воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Усогорский детский сад «Аленка» Ивашкевич Ольги Дмитриевны
Тема педагогического опыта: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста».
Актуальность
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Дети с самого раннего возраста активно пытаются отразить свои впечатления, ощущения об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать анализировать, сравнивать, сочинять и воображать. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Малышей привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать, особенно детям 2-4 лет. Здесь же развитию творчества нет границ: рисование пальчиками и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, штампами из поролона, печать пробками, рисование ватными палочками, печать по трафарету,
Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять также коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Проблема:
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию.
Теоретическое обоснование:
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Доктор педагогических наук, академик международной Академии наук педагогического образования Комарова Т. С. Считает, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как они запоминают все почти мгновенно. Не нужно бояться давать им много информации, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, я поставила перед собой цель и определила задачи
Цель:
- создание педагогических условий для развития творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
Задачи:
Развивающие:
- Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- вовлекать родителей воспитанников в образовательный процесс
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, здоровье сберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
С целью реализации поставленных задач стала углублённо изучать методическую литературу.
Для себя чётко выделила критерии руководства изобразительной деятельностью, такие как:
- знание особенностей творческого развития детей, их специфику,
-умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка.
Выбрала направлением в своей работе по художественно эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Мотивируя это тем, что очень важно осознавать, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия. Что использование нетрадиционных техник удовлетворит детское любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Так как нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Определила необходимые для систематической планомерной работы по развитию детского творчества посредством нетрадиционной техники рисования
Условия:
- Изучение методической литературы по теме;
- Педагогическое просвещение родителей по данной теме;
- Совместное с родителями воспитанников создание соответствующей развивающей среды;
- Изготовление необходимого изобразительного материала;
- Составление перспективного плана работы по художественно эстетическому развитию.
Принципы:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Методы и приёмы:
- Создание игровой ситуации;
- Путешествия;
- Художественное слово;
- Эмоциональный настрой;
- Показ воспитателя;
- Использование движения руки;
- Выбор детьми материала для рисования (бумага, краски и т.д.)
Успех работы с детьми раннего возраста во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребенок. Я уверена, что каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
На начальном этапе работы с целью: педагогического просвещение родителей, их ознакомления с нетрадиционными формами рисования, используемыми в работе с детьми раннего возраста, планирования системы совместной деятельности педагогов детей и их родителей по обогащению развивающей среды в группе, использовала следующие формы работы с родителями:
- групповое родительское собрание;
- индивидуальные и групповые беседы;
- тематические консультации;
- организация ―уголков, папок передвижек;
- оформление выставок.
Используемые формы работы: беседы, консультации, наглядно-информационный материал по проблеме художественно - эстетического воспитания, такие как «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др., тематические выставки детских рисунков, способствовали повышению интереса родителей к продуктам художественного творчества, желания разнообразить развивающую среду группы. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного природного материала: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности.
Созданная предметно-развивающей среда, соответствует требования ФГОС и возрастным возможностям воспитанников, дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Доступна для детей, каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
При создании среды учитывалось гибкое и вариативное использование пространства, она служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода и темы обучения. Создавая предметно-пространственную развивающую среду группы, я учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, психологические особенности группы, интеграцию образовательных областей.
Содержание развивающей среды:
Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания: «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения; •Гуашь, акварельные краски, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, глина, пластилин, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, кисти нейлоновые и с натуральным ворсом ,палитры, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кисти.
Таким образом, художественная предметно-развивающая среда обеспечивает принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в моей группе. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество. Законченные работы обязательно выставляю на доске или раскладываю на столе.
Изучив методическую литературу, проанализировав развивающую среду, я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребенку младшего дошкольного возраста.
В образовательной деятельности с детьми использую следующие техники:
«Рисование пальчиком»:
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения:
- размазывание;
- примакивание.
В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. При этом я контролирую все действия словами одобрения. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, например: сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно, например, «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
Выполняются движения ладонью:
- пришлепывание,
- прихлопывание,
- размазывание.
Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
В ходе рисования ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
"Оттиск печатками из пробки или ластика, картошки, морковки ":
Для оттиска печатями используют различные овощи и фрукты, например, картофель, листы капусты, болгарского перца, лимона, яблока и т. д. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных, цветов, звездочек и т. д. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. В младшем дошкольном возрасте печатки изготавливает педагог.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка или тарелочка с гуашью послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, деревьев, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Темы для рисования: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
"Тычок жесткой полусухой кистью".
Материал: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
"Рисование ватными палочками"
Материал: половина альбомного листа, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски) Способ получения изображения: кончиком ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета использую новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, снег, чешуя рыбок.
"Рисование на манке или песке"
Материал: подносы с различным цветом дна, манка. Способ получения изображения: нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Беру палец ребенка и провожу им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать ,чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Поэтому в процессе образовательной деятельности с детьми я стремлюсь пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия.
Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приемы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. Особая радость, интерес появляется у детей, когда я прихожу в сказочном костюме или маске. Для создания непринужденной обстановки на занятиях я использую элементы игры- драматизации. С помощью фигурок настольного театра разыгрываю сказку. Например, сказка « Колобок».
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог на крыльцо, с крыльца на двор, дальше и дальше.»
-Давайте, ребятки нарисуем дорожку для нашего колобка.
А вот Петя - петушок гуляет на полянке, часто оглядывается , повторяет «Ой, боюсь!»
-Здравствуй Петя - петушок, золотой гребешок.
-Кука-ре-ку! Ой, как вы меня напугали.
-Кого же ты боишься, петушок?
-Разве вы не знаете, что неподалеку ходит лиса! Боюсь, украдет меня.
-Давайте, ребята поможем петушку нарисуем ему заборчик. Спрячем его от лисы.
Для подвижности руки и кисти я использую пальчиковые игры.
"Ёжик Колкий"
Ёжик, ёжик колкий
Покажи иголки
(Пальцы двух рук сплетены в «замок»). Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются - кисти при этом сложены в «замок»)
Ёжик, ёжик колкий (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо-влево).
Спрячь свои иголки.
Раз, два, три - нет иголок. Посмотри! (Пальцы складываются в «замок»).
«Жили - были зайчики»
Жили – были зайчики (Показывают руками заячьи ушки)
На лесной опушке, (Разводят руками)
Жили – были зайчики (Показывают руками заячьи ушки)
В маленькой избушке, (Показывают руками над головой крышу дома)
Мыли свои ушки, (Трут ушки)
Мыли свои лапочки, (Поглаживающие движения рук)
Наряжались зайчики, (Повороты туловища вправо – влево)
Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)
Мои занятия с малышами - это импровизация и игра, Я пробуждаю в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность ,неповторимость ,веру в то , что творить добро и красоту это значит приносить радость.
Оптимальность и эффективность средств
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. В соответствие с реализуемой программой система оценки результатов постепенно смещается с объективного подхода в сторону аутентичной оценки. Что, я считаю наиболее приемлемо для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Так как аутентичная оценка строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не результатах выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за ребенком. Результаты наблюдения получают в естественной среде (в режимных моментах, на занятиях, в игре), а не в надуманных ситуациях.
Исходя из анализа наблюдения за детьми в процессе рисования с использованием нетрадиционной техники, пришла к следующему выводу: у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети обретают уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Все дети моей группы любят рисовать. Совершенствуют полученные навыки в самостоятельной деятельности, а динамично меняющаяся развивающая среда, способствует заинтересованности детей в творческой деятельности.
Результативность:
Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру, не утомляют малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе использую множество техник, соответствующих возрастным возможностям моих воспитанников.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для будущего моих детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед.
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития малышей во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».
Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...
представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...
Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".
Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...