Формирование самостоятельности у детей старшей группы в игровой деятельности.
материал (старшая группа) на тему

Кузнецова Татьяна Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_zhe_takoe_samostoyatelnost.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности у детей старшей группы в игровой деятельности.

Подготовила воспитатель

старшей группы:

Кузнецова  Т. Н.

 Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.

Как развивать самостоятельность у детей в игре?

В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.

Как же развивать самостоятельность на этом этапе?

Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно – ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.

В развитой сюжетно – ролевой игре дети обязательно вступают во взаимодействие. Детям сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, но к старшему дошкольному возрасту, при условии правильного руководства игрой, они овладевают этим явлением.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры. Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детей, поэтому перед воспитателем стоят следующие задачи :

- Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

- Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

- Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре.

Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчество.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

 Итак дети 5 – 6 лет умеют:

- самостоятельно выбирать тематику игр, определять замысел;

- отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;

- ставить игровые задачи сверстникам, определять предметные и ролевые способы их решения;

- принимать игровые задачи от сверстников или тактично от них отказыватся, договариваться по поводу ролевого взаимодействия;

- поддерживать длительное взаимодействие в игре;

- менять роли в процессе игры;

- вести ролевой диалог;

- ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;

- взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиОпытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгоград...

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Перспективное планирование по формированию безопасного типа поведения в старшей группе посредством игровой деятельности.

Перспективное планирование по формированию безопасного типа поведения в старшей группе посредством игровой деятельности....

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...

«Игровое пособие по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: Книга-Пальчиковый театр «Сказочная страна»

Данное пособие- отвечает требованиям дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной  среде .Книга- «Сказочная страна»:-Информативна (в одной папке можно разместить д...