Консультация на тему: Организация предметно - пространственной среды
консультация (младшая группа) на тему

Зайцева Татьяна Павловна

От создания предметно-развивающей среды  у детей младшего возраста развивается мелкая моторика рук, восприятие, эстетические чувства к прекрасному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno_prostranstvennoy_sredy.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Организация предметно - пространственной среды

как средство развития речи
(через развитие мелкой моторики рук)

Воспитатель

Зайцева

Татьяна

Павловна

МБДОУ детский сад № ЗЗ «Земляничка

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, в других видах деятельности зависит успешность ребёнка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем – полноценное обучение в школе.

Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики.

 

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Одним из условий полноценного речевого развития детей является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.

Речевая предметно -пространственная среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой предметно-пространственной среды

  •  Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды: 

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; 

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка;

Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций;

Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Требования к построению предметно-пространственной  речевой среды:

  • Среда должна быть содержательно-насыщенной, т.е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать  активность всех воспитанников в разных видах деятельности; 
  • Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 
  • Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности; 
  • Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
  • Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей;
  • Среда должна быть доступной, что предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики рук включает в себя:

  • Практическая литература
  • Картотека логоритмических упражнений
  • Разнообразные  игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей
  • Сухой бассейн
  • Центр песка и воды
  • Наборы предметов для проведения самомассажа
  • Цветные клубочки
  • Счетные палочки
  • Картотека схем для выкладывания узоров
  • Пальчиковый театр

В центре двигательной деятельности находятся пособия на развитие мелкой моторики рук: разноцветные ленточки, которые дети скручивают. Игры с мячом:

«Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши»

Игры с перекатывание мяча в воротики; игры с шариками на липучке и мн.др.

В центре воды и песка игры с водой «Наливайка»; игры с крупами и песком. Так, например: насыпаем в емкость горох или фасоль, ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи»

Также в данном центре расположены: различные виды материала, способствующие развитию тактильных ощущений: поролон, фактурная бумага, ткань, кожа. Игры с пластиковыми крышками.

В центре конструирования: наборы различного конструктора, как напольного, так и настольного; крупные пазлы.

В центре игры: на стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. При этих действиях у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. Игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками.

В центре творчества: различные трафареты для обводки; пластилин, глина; мелкий  игровой материал для обыгрывания.

В центре театра: разные виды театра, в том числе пальчиковый.

Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО

По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...

Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО

По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...

Презентация на тему "Организация предметно - пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ по ФГОС"

Презентация раскрывает понятие предметно - проостранственной среды по ФГОС, требования к ней и условия реализации. А также содержит модель предметно - пространственной среды для всех возрастных групп....

Презентация на тему Организация предметно-пространственной среды. Уголок природы.

Презентация на тему Организация предметно-пространственной среды. Уголок природы....

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...

Консультация на тему: " Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...

Консультация для педагогов Тема: "Организация предметно-пространственной среды в ДОО для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности"

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережно го отношения к труду и продуктам труда, формировании у ребёнка прави...