Дидактическая игра
рабочая программа (младшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: заинтересовать родителей игрой ребенка, показать ее значение в жизни детей, в воспитании. Дать рекомендации по организации игр в семье, по приобретению игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa.docx | 12.19 КБ |
konsultatsiya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Как играть с ребенком»
ЦЕЛЬ: заинтересовать родителей игрой ребенка, показать ее значение в жизни детей, в воспитании. Дать рекомендации по организации игр в семье, по приобретению игрушек.
1. Как вы понимаете значение игры в жизни ребенка? ___
2. С кем любит играть ваш ребенок? ___
3. Какие у него есть любимые роли и игры? ___
4. Есть ли у вас дома уголок игр? ___
5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки? ___
6. Часто ли вы говорите ребенку, что заняты, когда он просит вас поиграть с ним? ___
7. Что вас интересует по проблеме детской игры? ___
8. Есть ли постоянные роли у ребенка? Положительные они или отрицательные? ___
9. Удается ли вам воздействовать на ребенка при помощи игры? ___
10. Играете ли вы вместе с ребенком? В какие игры? ___
11. Понаблюдайте за играми своих детей. Во что и как они играют, какие стороны жизни отражают? ___
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,- главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной аналогической речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественном слову, подготовка к обучению грамоте.
Программа воспитания в детском саду ставит задачи: расширять представления детей об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями. Совершенствовать звуковую культуру речи детей: добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.
Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Знакомя детей с окружающим, организуя и направляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.
Знакомство с окружающим – одно из средств формирования у детей устной речи. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум. волю, чувства.
Е И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, и запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол».
Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогают дидактические игра
А как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа: «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т. п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.
В игре «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?», упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая), расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная).
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Уже в дидактической игре
«У кого какой предмет?» дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игро¬вых упражнений «Каждую птицу на свое место» и «Отвечай быстро». Параллельно закрепляется труднейший программный материал: по ознакомлению с образом жизни, особенностями животных и птиц; дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые; дикие, домашние, морские животные, хищные, водоплавающие, болотные птицы.
Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи. Так, одна из целей упражнения «Каждую птицу на свое место» - обучение детей использованию сложноподчиненных предложений
Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. п. Для развития такого умения хороша игра «Угадай по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения. Вниманию ребенка предлагаются пять изображений, например, пять снеговиков (пять бабочек, пять петрушек, пять матрешек и т. п.). Каждый снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Педагог дает описание по одной из картинок, а дети должны отгадать, о котором из снеговиков он рассказывает.
Перед рисованием и аппликацией «Цветных страничек» целесообразно провести игру «Цветное лото» и упражнение «Оденем кукол». Дети с большим интересом и разнообразнее (в плане цветового решения) изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого будет больше?»).
В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речи произнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем — первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение («Найди место звука в слове» и игра «Украсим елку»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с – ш, р – л (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).
В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком – сом и т. п. С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в названии облюбованного растения.
Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов, предъявленных педагогом: кошка — ослик — мак — (ком) и др.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...