Педсовет "Аналитическая деятельность как важное условие планирования и проектирования педагогической деятельности в ДОУ"
методическая разработка на тему

Эффективность работы любого образовательного учреждения и каждого педагога обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsove1.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Аналитическая деятельность как важное условие планирования и проектирование педагогической деятельности в ДОУ»

 Повестка дня

1. Выполнение решения предыдущего педсовета.

2. Разминка

3. Теоретическое обоснование проблемы

4. Мозговой штурм

1. Разминка

  1. В каких программах полнее раскрыта система воспитательно-образовательной работы с детьми – в парциальных или комплексных? (В комплексных – основные направления развития, в парциальных – одно или несколько направлений).
  2. Назовите три вариативные программы для ДОУ.

 («Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и т.п.).

  1. Мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, моделирование маленькими человечками – к какой технологии относятся эти термины?  (ТРИЗ).
  2. Выберите верные варианты: на развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание. (Все верны).
  3. По определению установите, о чем идет речь: твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный  распорядок дня детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка (режим дня).
  4. С какой группы начинается дежурство детей по занятиям?

 (Со второго полугодия средней группы).

2. Теоретическое обоснование проблемы

   В педагогических исследованиях в настоящее время достаточно большое место занимают вопросы качества и эффективности образования, оценивания образовательных результатов. При этом мало изученными остаются проблемы, связанные с педагогической деятельностью, от которой напрямую зависит качественное образование. Ведь эффективность работы любого образовательного учреждения и каждого педагога обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Ещё В.А.Сухомлинский отмечал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что сделано, - это большое духовное богатство».

Особенно остро встает вопрос о результатах и результативности педагогической деятельности при аттестации, аккредитации образовательных учреждений, в педагогических конкурсах и других случаях, когда необходимо представить анализ педагогической деятельности.

Анализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Анализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Предметом анализа профессиональной деятельности являются:

  • результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого в образовательной организации, и по итогам внешнего мониторинга;
  • выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личный вклад педагога в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса и в профессиональных конкурсах.

Вопрос самоанализа непростой, так как педагог готов анализировать что угодно, кроме своей деятельности. Сама форма анализа педагогической деятельности приживается с трудом. Нужно знать не только возможности детей, но и свои педагогические ресурсы.

3. Какие типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании анализа деятельности:

1. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

2. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь. При подготовке анализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.

4. Педагогическая рефлексия в деятельности – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

На современном этапе развития образования педагогу необходимо уметь прогнозировать и анализировать свою деятельность и осуществлять рефлексию. Таким образом, можно утверждать, что анализ результатов и результативности педагогической деятельности в современной ситуации развития системы образования может рассматриваться как научно-практическая проблема. Этому способствует:

  • во-первых, профессионализм педагогов;
  • во-вторых, управление развитием образовательных систем;
  • в-третьих, научно-методическое обеспечение педагогической деятельности.

В педагогической литературе

МОНИТОРИНГ – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

МОНИТОРИНГ – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа необходимой информации и представления полученных данных для принятия решений.

Актуальное определение ФГОС ДО мониторинга – процесс отслеживания условий реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.

5. Для решения, каких образовательных задач могут использоваться результаты педагогической диагностики?

Ответ:

  1. Индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;
  2. Оптимизация работы с группой детей.

Могут ли родители (законные представители)  принять участие в педагогической диагностике?

Ребёнок  + Непосредственное наблюдение родителей =  Педагог даёт оценку развития ребёнка и проектирует образовательный процесс.

Психологическая диагностика развития детей – это выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

1

Кто проводит

Квалифицированный педагог-психолог, психолог

2

Условия проведения

С согласия родителей

3

Основные методы

Наблюдение

Беседа

Анализ продуктов детской деятельности

Метод незаконченного рассказа и предложения

4

Использование результатов

Психологическое сопровождение развития ребёнка

Квалифицированная коррекция развития

Занятия с детьми

Наша задача обеспечить условия для:

  • индивидуального развития;
  • социальной адаптации;
  • ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический мониторинг

Педагогическая диагностика

Целевые ориентиры

Психологическая диагностика

Условия эффективного анализа (по Нечаеву М.П.)

  1. Чётко сформулированная цель.
  2. Соответствие программы наблюдений поставленной цели.
  3. Системность анализа воспитательно-образовательного процесса, характеристика отдельных его этапов.
  4. Выводы и рекомендации по результатам анализа с глубоким рассмотрением причин (логическая цепочка «недостаток – причина – рекомендации»).
  5. Оценка анализируемого процесса исходя из объективных данных (а не из общих впечатлений и личного отношения).
  6. Логичность вывода.

6. Домашнее задание

Воспитатели представляют анализ по проблемам:

  1. Общая характеристика группы, в которой велась работа.

(указываются данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года; уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков; описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе).

  1. Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах (оформление, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.

Специалисты:

  1. Анализ плана за прошедший учебный год.

(описание работы с детьми, взаимодействие с родителями, повышение уровня квалификации самого педагога; сочетание задач плана работы специалиста и задач годового плана ДОУ; удалось ли его выполнить, а если нет, то указываются причины невыполнения; поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в прошедшем году).

  1. Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах (оформление, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.

7. Игра «Качества»

 Каждому из педагогов необходимо выбрать 2 качества, которые в нем наиболее проявляются в профессиональной деятельности и положительно влияют адаптироваться к современным требованиям, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств. У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества помогают или могут помочь им в профессиональной деятельности?»

7. Рефлексия «Ресурсный мешочек»

У каждого человека есть свой собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.

И чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для Вас ресурсные мешочки. Пусть это талисман напоминает Вам о вашем внутреннем человеческом и педагогическом потенциале.

Грецкий орех символизирует плодородие, мудрость или пророчество-знание, спрятанное внутри внешней оболочки. Если кто-нибудь подарит вам мешочек с грецкими орехами – ваши желания сбудутся.

Решения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательной деятельности для индивидуального развития дошкольника с редствами дополнительной деятельности

Лекция на курсах повышения калификации для педагогов ДОУ. Раскрывает темы: 1. Проектирование образовательной деятельности. 2. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста. 3. Средства дополнит...

Проектирование педагогической деятельности «Наши четвероногие питомцы»

Охрана природы стала одной из важных проблем нашего времени.От самих себя приходится защищать то, что дается человеку просто так: леса и реки, животный мир, даже воздух.  Знания о животных ф...

Игровая деятельность как важное .Условие развития речи детей раннего возраста "КМО"

Игровая деятельность как важное Условие развития речи детей раннего возраста ...