Педсовет "Аналитическая деятельность как важное условие планирования и проектирования педагогической деятельности в ДОУ"
методическая разработка на тему
Эффективность работы любого образовательного учреждения и каждого педагога обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsove1.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет «Аналитическая деятельность как важное условие планирования и проектирование педагогической деятельности в ДОУ»
Повестка дня
1. Выполнение решения предыдущего педсовета.
2. Разминка
3. Теоретическое обоснование проблемы
4. Мозговой штурм
1. Разминка
- В каких программах полнее раскрыта система воспитательно-образовательной работы с детьми – в парциальных или комплексных? (В комплексных – основные направления развития, в парциальных – одно или несколько направлений).
- Назовите три вариативные программы для ДОУ.
(«Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и т.п.).
- Мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, моделирование маленькими человечками – к какой технологии относятся эти термины? (ТРИЗ).
- Выберите верные варианты: на развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание. (Все верны).
- По определению установите, о чем идет речь: твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок дня детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка (режим дня).
- С какой группы начинается дежурство детей по занятиям?
(Со второго полугодия средней группы).
2. Теоретическое обоснование проблемы
В педагогических исследованиях в настоящее время достаточно большое место занимают вопросы качества и эффективности образования, оценивания образовательных результатов. При этом мало изученными остаются проблемы, связанные с педагогической деятельностью, от которой напрямую зависит качественное образование. Ведь эффективность работы любого образовательного учреждения и каждого педагога обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Ещё В.А.Сухомлинский отмечал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что сделано, - это большое духовное богатство».
Особенно остро встает вопрос о результатах и результативности педагогической деятельности при аттестации, аккредитации образовательных учреждений, в педагогических конкурсах и других случаях, когда необходимо представить анализ педагогической деятельности.
Анализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Анализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Предметом анализа профессиональной деятельности являются:
- результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого в образовательной организации, и по итогам внешнего мониторинга;
- выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личный вклад педагога в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса и в профессиональных конкурсах.
Вопрос самоанализа непростой, так как педагог готов анализировать что угодно, кроме своей деятельности. Сама форма анализа педагогической деятельности приживается с трудом. Нужно знать не только возможности детей, но и свои педагогические ресурсы.
3. Какие типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании анализа деятельности:
1. Избыток фактов и цифр.
Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.
2. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
Среди педагогов бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь. При подготовке анализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.
4. Педагогическая рефлексия в деятельности – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.
На современном этапе развития образования педагогу необходимо уметь прогнозировать и анализировать свою деятельность и осуществлять рефлексию. Таким образом, можно утверждать, что анализ результатов и результативности педагогической деятельности в современной ситуации развития системы образования может рассматриваться как научно-практическая проблема. Этому способствует:
- во-первых, профессионализм педагогов;
- во-вторых, управление развитием образовательных систем;
- в-третьих, научно-методическое обеспечение педагогической деятельности.
В педагогической литературе
МОНИТОРИНГ – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
МОНИТОРИНГ – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа необходимой информации и представления полученных данных для принятия решений.
Актуальное определение ФГОС ДО мониторинга – процесс отслеживания условий реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
5. Для решения, каких образовательных задач могут использоваться результаты педагогической диагностики?
Ответ:
- Индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;
- Оптимизация работы с группой детей.
Могут ли родители (законные представители) принять участие в педагогической диагностике?
Ребёнок + Непосредственное наблюдение родителей = Педагог даёт оценку развития ребёнка и проектирует образовательный процесс.
Психологическая диагностика развития детей – это выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
1 | Кто проводит | Квалифицированный педагог-психолог, психолог |
2 | Условия проведения | С согласия родителей |
3 | Основные методы | Наблюдение Беседа Анализ продуктов детской деятельности Метод незаконченного рассказа и предложения |
4 | Использование результатов | Психологическое сопровождение развития ребёнка Квалифицированная коррекция развития Занятия с детьми |
Наша задача обеспечить условия для:
- индивидуального развития;
- социальной адаптации;
- ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогический мониторинг
Педагогическая диагностика
Целевые ориентиры
Психологическая диагностика
Условия эффективного анализа (по Нечаеву М.П.)
- Чётко сформулированная цель.
- Соответствие программы наблюдений поставленной цели.
- Системность анализа воспитательно-образовательного процесса, характеристика отдельных его этапов.
- Выводы и рекомендации по результатам анализа с глубоким рассмотрением причин (логическая цепочка «недостаток – причина – рекомендации»).
- Оценка анализируемого процесса исходя из объективных данных (а не из общих впечатлений и личного отношения).
- Логичность вывода.
6. Домашнее задание
Воспитатели представляют анализ по проблемам:
- Общая характеристика группы, в которой велась работа.
(указываются данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года; уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков; описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе).
- Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах (оформление, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.
Специалисты:
- Анализ плана за прошедший учебный год.
(описание работы с детьми, взаимодействие с родителями, повышение уровня квалификации самого педагога; сочетание задач плана работы специалиста и задач годового плана ДОУ; удалось ли его выполнить, а если нет, то указываются причины невыполнения; поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в прошедшем году).
- Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах (оформление, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.
7. Игра «Качества»
Каждому из педагогов необходимо выбрать 2 качества, которые в нем наиболее проявляются в профессиональной деятельности и положительно влияют адаптироваться к современным требованиям, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств. У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные им качества помогают или могут помочь им в профессиональной деятельности?»
7. Рефлексия «Ресурсный мешочек»
У каждого человека есть свой собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
И чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для Вас ресурсные мешочки. Пусть это талисман напоминает Вам о вашем внутреннем человеческом и педагогическом потенциале.
Грецкий орех символизирует плодородие, мудрость или пророчество-знание, спрятанное внутри внешней оболочки. Если кто-нибудь подарит вам мешочек с грецкими орехами – ваши желания сбудутся.
Решения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность, как важное условие эффективной работы по художественно - эстетическому развитию дошкольников
Важность приобщения детей к искусству с раннего датства...
Проектирование образовательной деятельности для индивидуального развития дошкольника с редствами дополнительной деятельности
Лекция на курсах повышения калификации для педагогов ДОУ. Раскрывает темы: 1. Проектирование образовательной деятельности. 2. Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста. 3. Средства дополнит...
консультация для воспитателей "Создание педагогом ситуации успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника."
Условия реализации ситуации успеха в игровой и образовательной деятельности....
Проектирование педагогической деятельности «Наши четвероногие питомцы»
Охрана природы стала одной из важных проблем нашего времени.От самих себя приходится защищать то, что дается человеку просто так: леса и реки, животный мир, даже воздух. Знания о животных ф...
Игровая деятельность как важное .Условие развития речи детей раннего возраста "КМО"
Игровая деятельность как важное Условие развития речи детей раннего возраста ...