Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, метод полилога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, я в своей работе использую сюжетные картинки и алгоритм сюжетно-ролевой игры. Игровая деятельность 1. Обсуждение содержания сюжета игры. 2. Использование многоперсонажных сюжетов. 3. Поиск решения с помощью воспитателя. 4. Организация игрового пространства. 5. Использование предметов – заместителей. 6. Принятие на себя роли. 7. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. 8. Диалоги персонажей. Взаимосвязь партнеров. Ролевое взаимодействие.
" Что наша жизнь ? Игра ! "Фраза , которая присутствует в вопросе знакома практически всем . Ведь такой заставкой начинается популярная интеллектуальная теле-игра " Что ? Где ? Когда ? " . Автор этого известного изречения - Модест Чайковский("Пиковая дама") Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций. Игра - это отражение ребенком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт. Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо. |
| Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры: Сюжеты игр условно делят на: - Бытовые (игры в семью, детский сад)
- Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),
- Общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).
Содержание игры Д.Б.Эльконин, определил содержание так: «То, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми, в их бытовой, трудовой, общественной деятельности». Роль это средство реализации сюжета. А для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.. Развитие роли в сюжетно-ролевых играх происходит на протяжении всего дошкольного детства: от исполнения ролевых действий (варить, купать, мыть и т.д.) к ролям-образам (я – мама, я – шофер и т.д.). Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Игра - это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях. Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, полученные в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх. Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики. Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
|
| Ст.Медведовская МБДОУ Д/С № 24
"Организация сюжетно-ролевой игры"
составила Воспитатель Мирошниченко О.Е.
2018 год
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию. Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т.д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности. Через игру осуществляется социализация ребенка в обществе сверстников. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. |