Консультация для педагогов: «Структура сюжетно-ролевой игры»
консультация на тему
Теория сюжетно-ролевой игры, ее роль в развитии личности. Структура и особенности развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Структура сюжетно-ролевой игры»
Теория игры, ее роль в развитии личности ребенка.
Основой любого вида деятельности ребенка является игра. Начиная с простых потешек, игры в «ладушки», ребенок познает окружающий мир. Все мы, рано или поздно, играем. С помощью игры у ребенка развивается речь, познание, мышление, воображение, память и другие высшие психические функции.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого свяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».
В создании современной теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской, она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей.
Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью.
Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.
Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Поскольку игра является основой дальнейшей жизни человека, то мы и поговорим о игре как таковой.
Сюжетно-ролевая игра, ее структура и особенности развития.
В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.
Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.
Возникает сюжетно – ролевая игра в случаях нормально развивающегося ребенка в конце раннего возраста. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами, для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл (т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной (предметно – манипулятивной деятельностью) игрой. В этот период ребенок может играть с кастрюлями мамы, но при этом не делать вид, что он варит что-то, а использовать их как ванну для кукол или как музыкальные инструменты. Очень часто кастрюля превращаются в своеобразный гимнастический снаряд для ребенка, на котором он может прыгать, пинать его или просто залезть туда сам.
Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, врача, учительницы и т.д.)
Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включат ряд последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.
Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы. Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата. Он может мерить температуру палочкой или карандашом, варить палочкой суп или кашу из песка, при этом угощая приготовленным «блюдом» окружающих.
Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Ребенок может взять папин инструмент и начать чинить и без того исправленные вещи, например, машину или раковину. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок может одеть мамин рабочий халат (если она медик) и взяв, какие либо предметы, заменяющие медицинский инструмент, сообщить родным, что к ним пришел доктор всех лечить.
Ролевые игры имеют следующие особенности:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
а) от начала к концу;
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;
в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Средства игры:
1. Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
2. Предметы игры;
3. Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
4. Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Строение игры:
- тема (например, семья, политика, школа, магазин)
- выбор собственной роли ребенка
- сюжет игры (девочка кормит куклу, потом укладывает ее спать и убирает посуду)
Существует также еще одна классификация строения игры, именуемая «лесенкой успеха»:
- задумка
- материал
- инструмент
- последовательность
- результат
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Особенность игр младших дошкольников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя «в доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять внешние действия врача.
В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить.
Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, поход в зоопарк, катание на каруселях или по реке), либо новая игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным. Происходит оно постепенно. Сначала ребенок проявляет интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться, и каждый играет сам по себе.
При более длительном общении дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых, но и взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей, часто играющих вместе. Их объединяет к одним и тем же темам игр.
Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью
Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдать известные им правила поведения людей в той или иной ситуации, которую отражает сюжет игры. Например, девочка в роли учительницы ведет урок и ругает мальчика, который не выучил домашнее задание. Мальчик молчит. Но уже на «перемене», пользуясь тем, что пока игра прервалась, говорит, что ему не нравится учительница и он не хочет, чтобы она в следующий раз играла эту роль. Однако со «звонком» на урок мальчик снова садится за парту и играет роль ученика.
Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, решать возникающие споры и недоразумения. Однако в три-четыре года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Руководство должно заключаться в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми. Но стоит помнить, что правильно обучить ребенка игре можно не с помощью правил, а с наводящими вопросами, например «А ты уверен, что продавец так может ответить покупателю?», «А разве правильным будет ругаться на пациента, если он боится? Разве его не надо успокоить?» и т.д.
Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными.
Особенности сюжетно – ролевой игры:
- коллективность – дети уже не играют в одиночку, а небольшими группами по несколько человек;
- разнообразие тематики, сложности и развернутости сюжетов – сюжеты могут быть разнообразны, например, игра в «город»;
- планирование игры в коллективе – дети предварительно договариваются между собой как и во что будут играть, что можно делать в игре, а что нет;
- условное обозначение некоторых действий – например, обед обозначается несколькими взмахами ложки, сон – просто полежать несколько секунд;
- точное соблюдение правил и ролей;
- выделение организаторов игр – в этом возрасте можно выделить явных лидеров в игре, мнение которых весомо для остальных детей.
Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении. Что содержат в себе ее элементы – иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда – привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда – явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.).
Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших дошкольников, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.
Исходя из всего вышесказанного следует сделать вывод, что именно игра способствует развитию личности дошкольника, его мышлению, воображению, памяти, речи, формирует его поведение, умение слаженно работать в коллективе. С помощью игры можно определить будущий характер дошкольника, его ценности.
Начинаясь с предметно – манипулятивной деятельности, игра за столь короткий промежуток времени (всего 3-5 лет) претерпевает колоссальные изменения. Она становится основой для учебной деятельности, поэтому при обучении в начальной школе сохраняются элементы игры. Да даже в старших классах дети очень часто просят провести с ними какую-нибудь игру (в основном, дидактическую), чтобы разнообразить процесс обучения.
Даже Я. А. Коменский рассматривал игру как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Каменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.
А родителям стоит помнить, что очень часто в игре дети отражают ситуации, которые происходят у них дома.
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
И оттого, что видят дети,
Мы за дела свои в ответе.»
С. Брант
Список литературы.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
- Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М.; Изд.АСТ, 1997
- Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.,1988
- Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
- Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85
- Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87
- Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 - 95
- Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.А.Урунтаева. - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"
В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов: "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов "Роль сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста"
консультация...
«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»
В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника»
обобщение знаний о сюжетно-ролевых играх и их организации с детьми разных возрастов...
Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...
Консультация для педагогов "Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей"
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она стро...