Развитие интереса к познавательно исследовательской деятельности
материал на тему

Семечкова Наталья Николаевна

Познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_k_poznavatelno-issledovatelskoy.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Недеспотичные распоряжения, недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Прежде всего это происходит в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности, .

Слайд №1 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 Слайд № 2 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. фото

 Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

  Я  часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань».

 Также обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. В связи с чем, познавательно- исследовательская деятельность на сегодняшний день очень актуальная тема.  Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов)

Исходя  из этого я поставила перед собой следующие задачи:Слайд№3

  • Систематизировать и структурировать знания по проблеме  воспитания познавательных интересов детей дошкольного возраста;
  • Апробировать и охарактеризовать методы, используемые для выявления и воспитания познавательных интересов детей в разных областях знаний;
  • Раскрыть особенности познавательных интересов.

 Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.

Слайд№4  Для этого я создала центр экспериментирования « Лаборатория Почемучек», в  соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта:

-вариативность ( наличие материала и оборудования для свободного выбора детей )

- эстетическое оформление

- яркость экспонатов

-доступность и многогранное наполнение

Безопасность материалов

Фото

Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами. В нём я разместила:

-Различные приборы: лупы, весы, магниты.

-Разнообразные сосуды.

-Медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы без игл, резиновые груши, мерные ложки.

-Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха и т.д.

-Природный материал: камни, ракушки, песок.

-Прочие материалы: воздушные шары, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

 Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это? ", к вопросу "Как это происходит? "

Слайд№5  Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Фото.

 Для поддержания интереса к экспериментированию задаётся познавательная задача, решаемая воспитанниками в ходе сюжетно – ролевой игры. Например: «Садовники»- поможет понять детям способы проращивания семян, «Станция технического обслуживания автомобилей»-познакомит со свойствами воздуха,  игра «Строители» используется для ознакомления детей со свойствами камней, песка, глины и т.д.

 

 Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к исследовательской деятельности  создала   "Детскую научную мини-лабораторию"., где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,  наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет.

Слайд№6  В то же время лаборатория – это база для  игровой деятельности ребенка. Фото.

 (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике) .

А сейчас я хочу вам предложить небольшой отрывок из  сюжетно – ролевой игры, направленной на региональное содержание: «Геологическая экспедиция».

Игровые роли: руководитель геологической экспедиции, геологи, химик лаборатории .

Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, компас, кирка,  контейнеры  для хранения образцов полезных ископаемых.

Цель: Расширить знание о профессии геолог.  Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы.  Воспитывать любовь к природе и тому что нас окружает. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, а кто из вас знает  как называется профессия людей которые находят минералы и драгоценные камни?(геологи)

Наверное это очень интересно искать эти все камни?

Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.

Кто же участвует в экспедиции?

• Распределение ролей.( начальник экспедиции, геологи, химики)

Воспитатель: Роли распределили, а теперь отправляемся в путь.

Начальник экспедиции :Ну вот мы и подошли к горе. Внимание мы идем по узкой горной тропе, идем друг за другом по одному. Смотрите внимательно справа обрыв и слева обрыв.

Отгадайте загадку: Вот гора, она гола,

                                Как из темного стекла.

                                Не растут на ней, увы,

                                Ни кусточка, ни травы.

                                И ктомуж  она отвесна.

                                Назови мне это место? (скала)

•После прохождения горной тропы останавливаются, берут образцы горных пород, рассматривают, складывают в контейнер.

Начальник экспедиции: На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше. Подходят с другой стороны, берут камни  и складывают их в контейнер. Камни отдают химикам.

Начальник экспедиции: А теперь давайте возвращаться назад и вместе с нашими химиками определим, что же за камни мы нашли.

Все идут в лабораторию.

Начальник экспедиции: А сейчас возьмите камни, рассмотрите их: какого цвета, твёрдый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый?

Химики определяют названия камней и проводят опыты:

Опыт: «Это очень твердо?»

Действие:

Сжать камень в руке

Попробовать поскрести ногтем поверхность камня.

Попробовать поскрести поверхность монеткой.

Вывод: камень твёрдый.

 Опыт: «Может ли камень плавать?»

Как вы думаете что произойдёт, если опустить камень в воду?(ответы детей)

Материалы:

Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия:

В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во2 емкость бросить минерал.

Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности? (пемза из камня который можно найти только в вулканах)

Вывод: камень тяжёлый.

 Начальник экспедиции: Ребята посмотрите какие богатства мы нашли.

А вы знаете какой вред приносят камни?( перегораживают дорогу, ранят человека) А какую пользу они приносят?(используются для стоительства дорог, зданий, из них делают украшения, предметы быта )  

Давайте их расположим в нашем музее , сами полюбуемся и людям покажем.(Дети располагают камни в мини- музее)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Презентация к соообщению "Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"

Презентации часть1 и часть 2 служат иллюстрацией к теме "Воспитание у дошкольников интереса к посзнавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...