Развитие интереса к познавательно исследовательской деятельности
материал на тему
Познавательно-исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_poznavatelno-issledovatelskoy.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Недеспотичные распоряжения, недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.
Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Прежде всего это происходит в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности, .
Слайд №1 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Слайд № 2 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. фото
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Я часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань».
Также обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. В связи с чем, познавательно- исследовательская деятельность на сегодняшний день очень актуальная тема. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов)
Исходя из этого я поставила перед собой следующие задачи:Слайд№3
- Систематизировать и структурировать знания по проблеме воспитания познавательных интересов детей дошкольного возраста;
- Апробировать и охарактеризовать методы, используемые для выявления и воспитания познавательных интересов детей в разных областях знаний;
- Раскрыть особенности познавательных интересов.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
Слайд№4 Для этого я создала центр экспериментирования « Лаборатория Почемучек», в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта:
-вариативность ( наличие материала и оборудования для свободного выбора детей )
- эстетическое оформление
- яркость экспонатов
-доступность и многогранное наполнение
Безопасность материалов
Фото
Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами. В нём я разместила:
-Различные приборы: лупы, весы, магниты.
-Разнообразные сосуды.
-Медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы без игл, резиновые груши, мерные ложки.
-Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха и т.д.
-Природный материал: камни, ракушки, песок.
-Прочие материалы: воздушные шары, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это? ", к вопросу "Как это происходит? "
Слайд№5 Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Фото.
Для поддержания интереса к экспериментированию задаётся познавательная задача, решаемая воспитанниками в ходе сюжетно – ролевой игры. Например: «Садовники»- поможет понять детям способы проращивания семян, «Станция технического обслуживания автомобилей»-познакомит со свойствами воздуха, игра «Строители» используется для ознакомления детей со свойствами камней, песка, глины и т.д.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к исследовательской деятельности создала "Детскую научную мини-лабораторию"., где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет.
Слайд№6 В то же время лаборатория – это база для игровой деятельности ребенка. Фото.
(работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике) .
А сейчас я хочу вам предложить небольшой отрывок из сюжетно – ролевой игры, направленной на региональное содержание: «Геологическая экспедиция».
Игровые роли: руководитель геологической экспедиции, геологи, химик лаборатории .
Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, компас, кирка, контейнеры для хранения образцов полезных ископаемых.
Цель: Расширить знание о профессии геолог. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Воспитывать любовь к природе и тому что нас окружает. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор.
Ход игры:
Воспитатель:
Ребята, а кто из вас знает как называется профессия людей которые находят минералы и драгоценные камни?(геологи)
Наверное это очень интересно искать эти все камни?
Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.
Кто же участвует в экспедиции?
• Распределение ролей.( начальник экспедиции, геологи, химики)
Воспитатель: Роли распределили, а теперь отправляемся в путь.
Начальник экспедиции :Ну вот мы и подошли к горе. Внимание мы идем по узкой горной тропе, идем друг за другом по одному. Смотрите внимательно справа обрыв и слева обрыв.
Отгадайте загадку: Вот гора, она гола,
Как из темного стекла.
Не растут на ней, увы,
Ни кусточка, ни травы.
И ктомуж она отвесна.
Назови мне это место? (скала)
•После прохождения горной тропы останавливаются, берут образцы горных пород, рассматривают, складывают в контейнер.
Начальник экспедиции: На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше. Подходят с другой стороны, берут камни и складывают их в контейнер. Камни отдают химикам.
Начальник экспедиции: А теперь давайте возвращаться назад и вместе с нашими химиками определим, что же за камни мы нашли.
Все идут в лабораторию.
Начальник экспедиции: А сейчас возьмите камни, рассмотрите их: какого цвета, твёрдый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый?
Химики определяют названия камней и проводят опыты:
Опыт: «Это очень твердо?»
Действие:
Сжать камень в руке
Попробовать поскрести ногтем поверхность камня.
Попробовать поскрести поверхность монеткой.
Вывод: камень твёрдый.
Опыт: «Может ли камень плавать?»
Как вы думаете что произойдёт, если опустить камень в воду?(ответы детей)
Материалы:
Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.
Действия:
В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во2 емкость бросить минерал.
Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности? (пемза из камня который можно найти только в вулканах)
Вывод: камень тяжёлый.
Начальник экспедиции: Ребята посмотрите какие богатства мы нашли.
А вы знаете какой вред приносят камни?( перегораживают дорогу, ранят человека) А какую пользу они приносят?(используются для стоительства дорог, зданий, из них делают украшения, предметы быта )
Давайте их расположим в нашем музее , сами полюбуемся и людям покажем.(Дети располагают камни в мини- музее)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Опыт работы по организации экспериментальной деятельности вдетском саду...
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Презентация к соообщению "Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"
Презентации часть1 и часть 2 служат иллюстрацией к теме "Воспитание у дошкольников интереса к посзнавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"...
«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности...
Проект "Огород на окне" в младшей группе)формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян и луковец.
Проект: «Огород на окне».Тип проекта: познавательно &nda...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...