Мультфильмы в жизни дошкольника
статья на тему

Задорина Марина Андреевна

Мультфильмы в жизни дошкольника

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на  целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становиться все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но  и в наш век информационных технологий множество медиа-факторов.
Один из первых и важных представителей медиа-пространства - мультфильмы (анимационные фильмы), которые, в любом случае  оказывают  влияние на ребенка. Зачастую просмотр мультфильмов не контролируется  со стороны взрослых.  Родители и воспитатели включают ребенку мультфильм, не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно их не просматривая, что может привести к нежелательным последствиям. Современные дети проводят перед телевизором по несколько часов в день, учитывая то, что дошкольники познают окружающий мир постоянно, проведенное время перед экраном не может пройти  бесследно. Но мир мультипликации - мир культурного наследия, богатый огромным потенциалом в  педагогической работе.
-расширяет представления об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;
-демонстрирует примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую сюжеты мультфильмов переносят в игры;
-формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивает эстетический вкус, чувство юмора;
-помогает реализовать эмоциональные потребности. Мультфильм - эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два вида восприятия: зрение и слух. 
Совместный анализ с ребенком увиденного, может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.
Предлагаю сравнить потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Через мультфильмы ребенок усваивает  модель поведения, способы действия, алгоритм достижения цели. В современных фильмах  этим способом  становиться агрессия.  По результатам исследований, у детей, которые  преимущественно смотрят зарубежные мультфильмы, наблюдается повышенная агрессия, жестокость. Посмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают героев, обладающих определенными характеристиками.

 В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие.

И так, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже анти-воспитательным, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть использованы в педагогическом процессе.
Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материала и слова педагога или родителя.
На таких занятиях можно использовать следующую схему: -
-вступительное слово педагога о сюжете мультфильма, либо его проблеме.
- просмотр мультфильма.
-беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы, задача - получение новых знаний. 
- игра на основе выводов. 
Важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, его герою.
Мы, взрослые, порой считаем, что мультфильмы - пустое развлечение, бесполезная трата времени. Часто мы, не задумываясь, запрещаем детям проводить время у телевизора. Однако некоторые из нас, уже вполне взрослые люди, не страдающие инфантильностью, до сих пор сами с искренним удовольствием и трогательной ностальгией по детству смотрят мультфильмы. Почему?

Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они - реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи - лесные чудища. Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону "голубого" экрана.

Исследователь Марш Киндер указывает на эту притягательную для взрослых сторону мультипликации: "Они предпочитают смотреть мультфильмы, потому что их текучие образы могут быть легко отграничены от неизменных объектов реальной жизни".

Решение педагогической (а может, и этической) проблемы находится в разграничении и анализе мультфильмов: что ребенок воспримет адекватно, а что - нет. Здесь каждый родитель должен провести частную диагностику со своим чадом: во-первых, осмысляя игру детей, порожденную мультфильмом, и, во-вторых, занимаясь совместным творчеством, например:

  • рисование,
  • лепка,
  • написание небольших рассказов или стихов.

И все это после просмотра мультфильма и выделения его основных мотивов.

Родители, воспитатели должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь даст не так уж много поводов для фантазии, требуя постоянной работы памяти, логики, мышления. Однако полноценный человек, гармоническая и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый, на первый взгляд, выход из любой жизненной ситуации.

Человека воспитывает общество; социализация, становление личности происходит в условиях взаимодействия "я" и внешнего мира. В отличие от человека, животным по наследству в готовом виде передаются способности приспосабливаться. С человеком дело обстоит иначе: природа не дала ребенку при рождении всех необходимых форм поведения. Он овладевает ими на протяжении детства.

воспитателям нельзя забывать об опасности, которая скрывается за безобидным на первый взгляд развлечением - просмотром мультфильмов. Ребенок не должен стать пленником экрана и нереальной действительности, поэтому следует помнить, что в день ребенок может смотреть не более 2-3 мультфильмов (30-60 минут).

Очевидно, что невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних лишь мультфильмов, это лишь один из вариантов, и, как мне представляется, довольно действенный. Для того, чтобы каждый родитель мог понять, насколько позитивно влияют мультфильмы на его ребенка, необходимо:

  • после просмотра выбранного вами мультфильма с определенным обучающим (или воспитывающим) содержанием побеседовать с ребенком о том, что он вынес, понял, осознал. Положительным результат можно назвать, если то, что понял ребенок, и то, что вы хотели до него донести, совпало;
  • понаблюдать за игрой ребенка, порожденной мультфильмом. Положительным результатом будет отсутствие в игре жестоких действий, несправедливости, не свойственной данному возрасту проблематики (деньги, криминал и т.п.). Сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ваш ребенок.

Безусловно, мультфильмы, как и любое другое воздействие на формирование личности ребенка, неоднозначны. Однако позиция ограждения детей от влияния среды, быта, культуры во всех их проявлениях нелепа, т.к., несмотря на известный афоризм: "Дети - цветы жизни", ребенок все же не тепличное растение, требующее искусственной изоляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multfilmy_v_zhizni_doshkolnika.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мультфильмы в жизни дошкольника

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на  целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становиться все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но  и в наш век информационных технологий множество медиа-факторов.
Один из первых и важных представителей медиа-пространства - мультфильмы (анимационные фильмы), которые, в любом случае  оказывают  влияние на ребенка. Зачастую просмотр мультфильмов не контролируется  со стороны взрослых.  Родители и воспитатели включают ребенку мультфильм, не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно их не просматривая, что может привести к нежелательным последствиям. Современные дети проводят перед телевизором по несколько часов в день, учитывая то, что дошкольники познают окружающий мир постоянно, проведенное время перед экраном не может пройти  бесследно. Но мир мультипликации - мир культурного наследия, богатый огромным потенциалом в  педагогической работе.
-расширяет представления об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;
-демонстрирует примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую сюжеты мультфильмов переносят в игры;
-формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивает эстетический вкус, чувство юмора;
-помогает реализовать эмоциональные потребности. Мультфильм - эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два вида восприятия: зрение и слух. 
Совместный анализ с ребенком увиденного, может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.
Предлагаю сравнить потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Через мультфильмы ребенок усваивает  модель поведения, способы действия, алгоритм достижения цели. В современных фильмах  этим способом  становиться агрессия.  По результатам исследований, у детей, которые  преимущественно смотрят зарубежные мультфильмы, наблюдается повышенная агрессия, жестокость. Посмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают героев, обладающих определенными характеристиками.

 В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие.

И так, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже анти-воспитательным, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть использованы в педагогическом процессе.
Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материала и слова педагога или родителя.
На таких занятиях можно использовать следующую схему: -
-вступительное слово педагога о сюжете мультфильма, либо его проблеме.
- просмотр мультфильма.
-беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы, задача - получение новых знаний. 
- игра на основе выводов. 
Важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, его герою.
Мы, взрослые, порой считаем, что мультфильмы - пустое развлечение, бесполезная трата времени. Часто мы, не задумываясь, запрещаем детям проводить время у телевизора. Однако некоторые из нас, уже вполне взрослые люди, не страдающие инфантильностью, до сих пор сами с искренним удовольствием и трогательной ностальгией по детству смотрят мультфильмы. Почему?

Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они - реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи - лесные чудища. Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону "голубого" экрана.

Исследователь Марш Киндер указывает на эту притягательную для взрослых сторону мультипликации: "Они предпочитают смотреть мультфильмы, потому что их текучие образы могут быть легко отграничены от неизменных объектов реальной жизни".

Решение педагогической (а может, и этической) проблемы находится в разграничении и анализе мультфильмов: что ребенок воспримет адекватно, а что - нет. Здесь каждый родитель должен провести частную диагностику со своим чадом: во-первых, осмысляя игру детей, порожденную мультфильмом, и, во-вторых, занимаясь совместным творчеством, например:

  • рисование,
  • лепка,
  • написание небольших рассказов или стихов.

И все это после просмотра мультфильма и выделения его основных мотивов.

Родители, воспитатели должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь даст не так уж много поводов для фантазии, требуя постоянной работы памяти, логики, мышления. Однако полноценный человек, гармоническая и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый, на первый взгляд, выход из любой жизненной ситуации.

Человека воспитывает общество; социализация, становление личности происходит в условиях взаимодействия "я" и внешнего мира. В отличие от человека, животным по наследству в готовом виде передаются способности приспосабливаться. С человеком дело обстоит иначе: природа не дала ребенку при рождении всех необходимых форм поведения. Он овладевает ими на протяжении детства.

воспитателям нельзя забывать об опасности, которая скрывается за безобидным на первый взгляд развлечением - просмотром мультфильмов. Ребенок не должен стать пленником экрана и нереальной действительности, поэтому следует помнить, что в день ребенок может смотреть не более 2-3 мультфильмов (30-60 минут).

Очевидно, что невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних лишь мультфильмов, это лишь один из вариантов, и, как мне представляется, довольно действенный. Для того, чтобы каждый родитель мог понять, насколько позитивно влияют мультфильмы на его ребенка, необходимо:

  • после просмотра выбранного вами мультфильма с определенным обучающим (или воспитывающим) содержанием побеседовать с ребенком о том, что он вынес, понял, осознал. Положительным результат можно назвать, если то, что понял ребенок, и то, что вы хотели до него донести, совпало;
  • понаблюдать за игрой ребенка, порожденной мультфильмом. Положительным результатом будет отсутствие в игре жестоких действий, несправедливости, не свойственной данному возрасту проблематики (деньги, криминал и т.п.). Сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ваш ребенок.

Безусловно, мультфильмы, как и любое другое воздействие на формирование личности ребенка, неоднозначны. Однако позиция ограждения детей от влияния среды, быта, культуры во всех их проявлениях нелепа, т.к., несмотря на известный афоризм: "Дети - цветы жизни", ребенок все же не тепличное растение, требующее искусственной изоляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультфильма в жизни ребёнка

Данный материал не является моей авторской разработкой. Информация взята из периодического издания "Российская газета". На мой взгляд, это очень актуальная и полезная информация для родителей. Воспита...

Консультация для родителей "Мультфильмы в жизни ребёнка"

Данный материал содержит рекомендации для родителей о том, как правильно подобрать мультфильмы для просмотра, на что обратить внимание в содежании мультиков, а так же содержит подборку мультфильмов дл...

Буклет "Мультфильмы в жизни ребенка"

Мультфильмы занимают большое место в жизни современных дошкольников, но далеко не всегда их качество соответствует возможностям их понимания и задачам развития...

Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника.

Консультация "Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника"....

Роль мультфильмов в жизни дошкольников

Важную роль в нашем современном мире в жизни детей играют мультфильмы. Они их очень любят, из них они познают мир, узнают что-то новое интересное. Мультфильмы развивают мышление малыша, распахивают пе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей по выбору мультфильмов для детей раннего возраста «МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Мультфильмы и ребёнокВедущие психологи и психиатры утверждают, что психический и умственный потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет. У малышей огромный резерв «пустой»...