Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника.
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация "Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

          Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника.

     Педагогов и родителей уже давно беспокоит то, что дети, даже хорошо владеющие грамотой, не любят и не хотят читать книжки. Они предпочитают видеофильмы, телевизор или компьютер. Во многом такую тенденцию формируют и поддерживают родители. Ведь сегодня это так просто – включи кассету, нажми кнопку телевизора – и малыш долго, с интересом будет смотреть на экран, не причиняя взрослому никакого беспокойства и получая новую информацию. А вот с книжками нужно тратить много времени, голоса, энергии, да к тому же это так скучно – по многу раз читать хорошо знакомые сказки и истории. И казалось бы – какая разница?

     Но разница огромная. Читая книгу, вернее, слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает все эти замечательные способности. А на экране всё уже даётся в готовом виде – ничего не надо представлять и домысливать, нужно просто смотреть и воспринимать предложенный видеоряд. Однако мы редко задумываемся над тем, что большинство фильмов и передач для детей не рассчитаны на восприятие дошкольников. Например, такие, казалось бы, детские сериалы, как «Ну, погоди!», «Чип и Дейл» и многие другие, которые постоянно смотрят (и любят!) наши дети, переполнены стереотипными и малопонятными эпизодами, сменяющими друг друга со страшной скоростью: бесконечные погони, драки, превращения, переодевания – здесь даже взрослому трудно поймать логику событий. Такое мелькание смонтированных фрагментов видеоряда не даёт возможности ребёнку уследить за действием и за сюжетом. Речь персонажей скудна, ограничена восклицаниями, имитацией шума, предложения фрагментарны и лишены связи. Часто, просидев больше часа перед экраном телевизора, ребёнок не может сказать, про что был фильм, с чего всё началось и чем кончилось. Очевидно, что дошкольники не понимают, что они смотрят, и конечно же такие фильмы не побуждают собственную фантазию ребёнка и его творческие способности.

     Конечно же полностью исключить телевизор и мультики из жизни дошкольников в наше время невозможно, да и не нужно. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша один на один с экраном, на котором разворачиваются непонятные и недоступные для его осмысления события. Родители должны очень внимательно выбирать первые мультики для своего ребёнка. В этих фильмах всё должно быть понятно малышу: реалистичные и узнаваемые персонажи, их чёткая и членораздельная речь, события, которые разворачиваются перед ним медленно и последовательно. Хорошо, если волшебное в таких фильмах переплетается с реальным, если ребёнок может увидеть и узнать в эпизодах мультика случаи своей собственной жизни – умывание, одевание, прогулки, игру детей, их отношения и т.п.

      К сожалению, таких фильмов, созданных специально для дошкольников и рассчитанных на детское восприятие, чрезвычайно мало. К ним относятся, прежде всего, старые советские мультики, сделанные на основе детской литературной классики: «Мойдодыр», «Сказки Пушкина», «Праздник новогодней ёлки» и др. Конечно же лучше, чтобы ребёнок предварительно, до просмотра познакомился с текстом этого произведения. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о детской литературе.

     Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими.

    Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, релистичными и красивыми. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют «остановить мгновенье», ещё и ещё раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить и узнать, «про что было в книжке».

    Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий даёт детям чувство своей осведомлённости и вместе с тем устойчивости окружающего, помогает не только его запоминанию, но и проживанию, присвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. В более сложных сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают своё счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

    В 4 – 5 лет в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш.Перро, Х.К. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Всё это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным для ребёнка. Приходится по ходу чтения разъяснять ему непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Во всех случаях сказки нужно читать медленно, максимально выразительно и хорошо артикулируя слова. И конечно же каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребёнок не усвоит её содержание полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится всё более любимой и своей.  

    Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золотой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырём. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать своё «я».

    Итак, главное в сказках – понимание ребёнком их смысла, проникновение в их содержание.

    Совсем по – другому воспринимаются ребёнком стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, причём как можно раньше. Главное в детских стихах – их художественная форма: красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживает малыша. Дети всегда чувствительны к ритму и рифме. Они очень радуются, когда знакомые или не совсем знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, разумеется, особое удовольствие они получают при чтении стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое – «Лето красное пришло, стало сухо и тепло». Последние строчки так и хочется повторять, под них хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и конечно же сказки в стихах А. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем, они сами легко заучиваются и не забываются потом всю жизнь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки, рассказы, стихи в жизни крохи 2-3 лет

Песенки и потешки с самого рождения являются неотъемлемой частью жизни крохи. Мы укладываем малыша спать, и напеваем что-то, скорее всего то, что нам самим пела в детстве мама. Собираемся идти на прог...

Мультфильмы, сказки и стихи в речевом и личностном развитии ребенка

В статье поднимается вопрос о  роли художественной литературы в речевом и личностном развитии ребёнка - дошкольника...

«Поучительные сказки и стихи о здоровом образе жизни»

Сказки  и стихи для детей дошкольного возраста о ЗОЖ....

Мультфильмы в жизни дошкольника

Мультфильмы в жизни дошкольникаВ наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на  целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и неп...

Стихи и сказки на все случаи жизни

Стихи и сказки на все случаи жизни...

Консультация для родителей "Сказки, рассказы, стихи в жизни крохи 2-3 лет"

Деток в возрасте 2-3 лет особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении малыши начинают запоминать текст, усваивают смысл...

Роль мультфильмов в жизни дошкольников

Важную роль в нашем современном мире в жизни детей играют мультфильмы. Они их очень любят, из них они познают мир, узнают что-то новое интересное. Мультфильмы развивают мышление малыша, распахивают пе...