Особенности игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте
статья (младшая группа) на тему

Гнедова Татьяна Владимировна

Ососбенности игровой деятельности детей 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте

          Время дошкольного детства – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно может передвигаться в пространстве, хорошо говорить, понимать речь окружающих, сознательно руководствоваться требованиям и указаниям взрослых, проявлять самостоятельность.

          Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей.

Н.М. Аксарина на основании своего исследования пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия:

1)  наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;    

2)  наличие различных игрушек и воспитательных пособий;                            

3)  частое общение ребенка со взрослым.

Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.        

          Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.

          В игре возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». 

          На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел. В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

          С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. 

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

          Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

Список литературы:

1. Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.И. Щербакова.- М.: Просвещение, 1987.-255 с.

2. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.

4. Горшкова Л.И., Касаткина Е.И., Лисенкова О.В., Реуцкая Н.А., Цивилева А. В. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.- Вологда, 2003.-72 с.

5. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.

6. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Новосёловой С.Л.- М.: Просвещение, 1980.-64 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.-128с.

8. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет»

Данная статья будет интесна всем,кто имеет отношение к дошкольному образованию....

Методическая разработка на тему: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет»

Данная статья будет интересна всем кто имеет отношение и кому интересно дошкольное образование...

Особенности руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети  получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни....

Статья «Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Игра – первая деятельность, которой принадлежит  значительная роль  в  развитии  личности,  в  формировании  свойств  и обогащении  его внутренн...

Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. В современном дошкольном учреждении компенсирующего вида проблема развития игровой деятельности детей с наруше...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста"

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются...