Авторская разработка модульного комплекса "Домик здоровья"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Описание разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_modulnogo_kompleksa_domik_zdorovya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская разработка модульного комплекса
«Домик здоровья»
Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
Следовательно, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Также, при организации образовательной среды важно учитывать универсальность и многофункциональность игр.
В связи с этим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 436» Никитиной Людмилой Васильевной был разработан авторский модульный дидактический комплекс «Домик здоровья».
Игровой модуль представлен в форме домика, изготовленного из плотного картона. Представляет собой многоплановое педагогическое пособие: является игровым методом и формой развития детей в различных видах непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и самостоятельной игровой деятельности.
Игровой модуль предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данного модуля прослеживается интеграция основных образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Каждая сторона домика представляет свою образовательную область. На каждой стороне располагаются дидактические игры и задания для детей в кармашках, которые представлены в форме окошек, балконов, дверей.
Цель игрового модуля:
Содействовать развитию самостоятельной игровой деятельности детей посредством модульного дидактического комплекса.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к правильному питанию, базовых представлений о витаминах растительного происхождения, которые содержатся в продуктах питания.
- Развитие у детей сенсорных способностей, произвольного внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться в пространстве, любознательности в процессе выполнения дидактических заданий.
- Содействие развитию игровой деятельности детей в процессе интеграции образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
- Содействовать развитию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умения работать в группе сверстников в процессе решения дидактической задачи.
В работе с пособием можно использовать разные варианты игр.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Накорми овощи»
Цель: способствовать развитию речевого дыхания, выработки более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
Материал: звёздочки из пенопласта, воротики «Овощата»
Описание игры: Ведущий раздаёт игрокам звёздочки из пенопласта и предлагает покормить голодных овощат, задувая сладкие звёздочки им в рот. Победителем становится тот, кто быстрее всех покормит овощи. В игре могут принимать участие 2 – 3 человека.
«Как появился продукт на столе»
Цель: Содействовать развитию у детей умения составлять предложения или небольшой рассказ по картинкам, о том как появился продукт на столе. Способствовать формированию правильной монологической речи, самостоятельности мышления.
Материал: конвертики с изображением продукта (хлеб, сахар, сыр, шоколад, сок, мёд, рис) и карточки с изображением того, как продукт пришел на стол.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам выбрать конвертики с карточками. Затем составить рассказ по карточкам о том, как продукт, изображенный на конвертике, появился на столе, располагая карточки в хронологическом порядке. Победителем в игре является тот игрок, который правильно разложит карточки и составит содержательный рассказ о появлении продукта. В игре могут принимать участие 8 человек.
«Готовим блюдо вместе»
Цель: Содействовать развитию у детей знаний о продуктах , о том какие продукты входят в состав готовых блюд, развивать познавательный интерес детей и связанную речь. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Материал: тарелочки с изображением готового блюда, прищепки с изображением различных продуктов.
Описание игры: Ведущий предлагает игрокам превратиться в поваров и приготовить блюдо, изображенное на тарелочке, дать ему название и презентовать его. Игроки прикрепляют к тарелочке прищепки с изображением тех продуктов, которые входят в состав данного блюда. Затем презентуют своё вкусное и полезное блюдо. Победителем становится тот игрок, который правильно составит и наиболее ярко презентует своё блюдо. В игре могут принимать участие 3-5 человек.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Разложи по цвету»
Цель: Закреплять знания детей о цвете фруктов и овощей. Развивать умение соотносить по цвету овощи и фрукты с корзиной определённого цвета.
Материал: картинки с изображением корзинфиолетового, желтого, зеленого, красного, оранжевого цвета, картинки с изображением фруктов и овощей разных цветов.
Описание игры: Ведущий предлагает детям выбрать картинку с изображением корзины какого-либо цвета. Затем предлагает собрать в неё все овощи и фрукты в соответствии с цветом корзины. Победителем становится тот игрок, который правильно и быстрее всех заполнит корзину. В игре могут принимать участие 5 – 6 человек.
«Что спряталось?»
Цель: Развивать у детей умение узнавать и выделять предмет по контурному изображению, обобщать основные понятия детей. Способствовать развитию у детей внимания, воображения, мышления, зрительного восприятия.
Материал: карточки с изображением контуров овощей, фруктов, грибов, посуды; маркеры.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры выбрать по одной карточке. Затем раздает маркеры и предлагает детям обвести контуры овощей, фруктов, съедобных грибов, посуды, столовых приборов и т.д. Победителем становится тот игрок, который правильно и быстрее всех обведет контуры. В игре могут принимать участие 5 – 6 человек.
«Угадай чья тень?»
Цель: Развивать умение находить соответствие картинки с силуэтом , определять название овощей , фруктов, ягод.
Материал: карточки с изображением фруктов и овощей, карточки с изображением контуров фруктов и овощей.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры взять по 3-4 карточки с изображением овощей и фруктов и подобрать к ним тень (контур). Победителем становится тот игрок, который правильно и быстрее всех подберет тени (контуры). В игре могут принимать участие 8 – 10 человек.
«Весёлые раскраски»
Цель: развивать умения детей раскрашивать героев сказки, закреплять знания о них. Закрепить названия основных цветов и их оттенков. Развивать произвольное внимание и мелкую моторику рук детей.
Материал: раскраски, фломастеры или карандаши.
Описание: Детям предлагается раскрасить любимых героев сказки, аккуратно, не заходя за контуры. Затем можно устроить выставку детских работ.
«Волшебные конфеты»
Цель: Способствовать развитию музыкального слуха, восприятию звуков окружающей действительности. Развивать у детей память, сообразительность, самостоятельность.
Материал: мешочек, конфеты с содержанием разных круп.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры построиться в круг. Затем проходит по кругу и раздает шумовые конфеты. После чего предлагает найти по звучанию такую же шумовую конфету и определить, что в ней лежит (горох, фасоль, манка и т.д.). Победителем становится тот игрок, который правильно подберет конфету и определит, что в ней лежит. В игре могут принимать участие 5 – 6 человек.
«Чиполлино и все-все-все»
Цель: Способствовать развитию творческих и актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства, организация детского досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Развивать умение детей брать на себя роли и выполнять ролевые действия в соответствии с выбранным героем сказки. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство коллективизма.
Материал: шпатели с изображением героев сказки Чиполлино, ширма.
Описание игры: Детям предлагается самостоятельно или с помощью взрослого разыграть сказку «Приключения Чиполлино». Организовать показ сказки для других ребят. В игре могут принимать участие 8 человек.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Собери целое»
Цель: Способствовать развитию навыка счета в пределах 10, умению называть числа в прямом и обратном порядке. Упражнять в составлении целого из нескольких частей. Продолжать закреплять знания об овощах и фруктах, классифицировать их.
Материал: конвертики с разрезными картинками, на которых изображены овощи и фрукты.
Описание игры: Ведущий предлагает выбрать игрокам по одному конверту с разрезными картинками и составить целое по порядку чисел, расположенных на краю картинки. Затем участники называют что получилось и относят к определенной группе (овощи или фрукты). Победителем становится тот игрок, который правильно и быстро соберет картинку, назовет что изображено на ней и отнесет ее к определенной группе. В игре могут принимать участие 10 человек.
«Посчитай-ка»
Цель: Способствовать развитию умения детей считать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания о цифрах, соотносить их с числом предметов.
Материал: карточки на который изображены цифры и овощи, фишки.
Описание игры: Ведущий предлагает игрокам выбрать карточки с изображением овощей. Раздаёт фишки участникам и предлагает посчитать количество овощей, закрыв фишкой ту цифру, которая соответствует числу овощей на карточке. Победителем становится тот игрок, который правильно закроет цифру, объяснив свой вариант ответа. В игре могут принимать участие 10-12 человек.
«Вершки - корешки»
Цель: Уточнять и расширять представления у детей об овощах, о способах их выращивания, о строении, о съедобных частях растения. Развивать умение детей соотносить вершки с корешками.
Материал: Карточки с изображением корнеплодов и листьев.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры выбрать по 2 – 3 карточки с изображением корнеплодов и подобрать к ним соответствующую листву. Победителем становится тот игрок, который правильно и быстрее всех подберет листву к корнеплодам. В игре могут принимать участие 3-5 человек.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Волшебный мешочек»
Цель: Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие. Развивать мелкую моторику детей. Развивать умение детей обследовать на ощупь контурные изображения предметов разной формы и называть предметы и классифицировать их.
Материал: мешочек с карточками, на которых изображены овощи и фрукты с одной стороны из фетра, а с другой стороны карточки иллюстрация.
Описание игры: Ведущий предлагает игрокам построиться в круг. Затем проходит по кругу, предлагая игрокам достать из мешочка карточку, предварительно определив на ощупь и назвав, что на ней размещено, какой овощ или фрукт. Если игрок угадал на ощупь что изображено и правильно соотнес к определенной группе, получает фишку. Победителем в игре является тот игрок, который больше всего наберет фишек. В игре могут принимать участие 6 человек.
«Пирамида здоровья»
Цель: Закреплять знания детей о правильном питании. Развивать умение составлять нужное соотношение продуктов в рационе, объясняя свой выбор. Развивать у детей внимание, зрительное восприятие, умение составлять целое из частей.
Материал: картинка с изображением «пирамиды здоровья» и разрезные картинки.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры составить «Пирамиду здоровья», которая состоит из 4 блоков:
1 блок – хлеб, крупы, зерновые,
2 блок – фрукты и овощи,
3 блок – мясо, рыба, молоко, яйца,
4 блок – жиры и сладости.
Победителем в игре является тот игрок, который правильно построит свой блок пирамиды. В игре могут принимать участие 2-4 человека.
«Витамины – наши друзья»
Цель: Закрепить знания детей о пользе витаминов, их значении для жизни. Развивать умения детей подбирать продукты, содержащие разные виды витаминов.
Развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции.
Материал: карточки с изображением основных групп витаминов, карточки с изображением продуктов, которые содержат витамины.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры выбрать по одной карточке с изображением определенной группы витаминов. Игрокам предлагается подобрать продукты, содержащие данную группу витаминов. Затем каждый участник представляет свою группу и объясняет свой вариант ответа. Победителем в игре является тот игрок, который наиболее полно представит свою группу витаминов. В игре могут принимать участие 3-6 человек.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Вредно - полезно»
Цель: Способствовать формированию представлений у детей о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влиянии на организм. Довести до осознания детей, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Развивать умение детей классифицировать полезные и вредные продукты. Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Материал: карточки с изображением потребительской и мусорной корзины, карточки с изображением разных продуктов.
Описание игры: Ведущий предлагает участникам игры взять 2 карточки с изображением потребительской и мусорной корзины, разобрать продукты: полезные разместить в потребительскую корзину, а вредные в мусорное ведро, объяснив свой выбор. Победителем становится тот игрок, который правильно классифицирует продукты и объяснит свой выбор. В игре могут принимать участие 2-4 человека.
«Лабиринты»
Цель: Содействовать развитию у детей умения видеть границы рисунка, развивать мышление, глазомер, усидчивость, волю. Приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут «путешествия»
Материал: карточки с изображением лабиринтов.
Описание игры: Ведущий предлагает детям карточки с изображением лабиринта и предлагает пройти по нему. Победителем становится тот игрок, который правильно и быстрее всех пройдет по лабиринту. В игре могут принимать участие 2-4 человека.
Хочется отметить, что данный игровой модуль педагог использует творчески в работе с дошколятами. Использует игровой персонаж Чиполлино, который вводит детей в знакомую им сказку с интересными творческими заданиями.
Игровой модуль - это своеобразная творчески-продуктивная деятельность. Развитие детей при помощи игровых модулей поддерживает интерес детей, активизирует познавательную деятельность, художественно-творческую деятельность детей, коммуникативные навыки, двигательную сферу, развивает психические познавательные процессы.
Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.
Практика показывает, что игровой модуль позволяет самим детям и вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. И предметно-игровая среда становится развивающей, т.е. она позволяет функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка "Вместе - это здорово"
Наше взаимодействие с родителями - это не только совместное решение вопросов воспитания малышей, но ещё и творческий процесс, направленный на организацию благоприятной предметно - развивающей ср...
Авторская разработка сценария спортивного семейного праздника "Здоровым быть модно"
Цели:1.Привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению и укреплению здоровья детей.2.Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;3. Повышение интереса взрос...
Авторская разработка. Консультация для воспитателей: "ЛЕПКА-ЭТО ЗДОРОВО"
Консультация для воспитателей "ЛЕПКА-ЭТО ЗДОРОВО!"...
Авторская разработка инновационно-экспериментального проекта по теме: «Мягкая школа. Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством сво...
Авторская разработка модульного комплекса Робот «Заниматик»
Авторская разработка модульного комплексаРобот «Заниматик» Одно из важных требований Федерального государственного образовательн...
Авторская методическая разработка по формированию здоровья воспитанников с учетом регионального компонента дорожка здоровья «Подсолнух»
Участники: Дети дошкольного возраста.Образовательная область: «Физическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .Цель:Сохранение и укрепление з...
Авторский интерактивный модульный комплекс «Игрушки от катушки» для развития музыкально-творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.
Одним из требований ФГОС ДО является создание такой развивающей предметно- пространственной среды, которая будет способствовать раскрытию и успешному развитию интеллектуального и ...