Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационной группе "Росинка"
материал (младшая группа) на тему

Работа с детьми раннего возраста в адаптационной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационной группе «Росинка»

Цель:

-        создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Задачи:

-        оказание квалифицированной консультации и практической помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста;

-        распространение педагогического опыта.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Главной фигурой и центром внимания для малышей всегда остаются взрослые, которые должны наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

 

Задачи адаптационных игр, упражнений:

Ø        Устанавливать контакт с детьми в условиях высокого эмоционального комфорта.

Ø        Стимулировать речевую активность ребёнка.

Ø        Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть.

Ø        Привлекать внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций.

Ø        Начать работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, над правильным дыханием,  развитием навыков звукоразличения.

Установить контакт с детьми и стимулировать речевую активность ребёнка помогают:

ü        Игрушки.

Игра с собачкой

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

        Мы собачку приглашаем

        С нею дружно поиграем.

Собачка "здоровается" с каждым малышом, а малыш произносит своё имя;

 Собачка "просит" детей показать глазки, носик, ручки, похлопать в ладоши, "спрятаться"(закрыть ладошками глазки) и т.д.

ü        Потешки.

Потешки   доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм. Чтение потешки создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Особенно радует ребенка, когда педагог, читая текст, называет его имя.

Киска, киска, киска, брысь!

на дорожку не садись:

Наша деточка (Танечка, Сашенька, Оленька ...) пойдёт,

Через киску упадёт.

******

Ой, качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (Петю, Таню, Олю...) мы не отдадим,

Детка  (Петя, Таня, Оля...) нам нужна самим.

**********

Водичка, водичка!

Умой (Кате, Диме...) личико!

**********

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня (Саша, Петя...) на палочке,

А Дуня (Катя, Маша...) в тележке

Щёлкает орешки.

*********

Катя, Катя маленька

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

В это же время мы начинаем работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитием навыков звукоразличения, над правильным дыханием.

Технология развития артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика в этот период проводится со всеми детьми без зеркал и направлена на развитие подвижности языка, губ, щёк, нижней челюсти. Выполняются динамические упражнения: «Лошадка скачет», «Качели», «Мышка бежит»,  «Часики»,  «Пошлёпать язычок», «Лопающиеся пузырьки»  и некоторые статические: «Иголочка»,  «Трубочка», «Блинчик». Используются картинки и игрушки.

Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания.  

В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие, и диафрагма, и правильное дыхание.

• А – а!

Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А – а… .!

Поём и я, и ты,

Упражнения просты:

А – а… .!

• У – у! – сказала, ежась, Зина.

Ну, зимой и холодина!

У – у!

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «у – у – у! »

• О – о – о!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О – о – о!

•Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!

• «И – го – го! » - заржали пони,

Им в конюшне вторят кони:

«И – го – го, и – го – го!

Мы несемся: о – го – го! »

• «Муууу, молока кому? »

• «Ко – ко – ко, не ходите далеко! »

Технология формирования навыков звукоразличения.

Различение  звуков,  издаваемых за ширмой: колокольчик, резиновая игрушка, погремушка, счётные палочки, шуршание бумаги и т.д.

Прежде чем издавать звуки за ширмой, мы знакомим детей с тем, какой предмет или  игрушка как звучит.

Цель: развитие слухового внимания.

Технология формирования правильного дыхания.

1. Дутьё на  кораблики (листики, лепестки цветов),  плавающие в воде.

Я кораблик смастерил,                             Я подую на кораблик,

 По воде его пустил.                                 Чтоб поплыл он по воде,

 Ты плыви, кораблик мой,                       Чтоб загадки, игры, сказки

 А потом вернись домой!                         Он привёз нам поскорей!  

                     Р. Бикметова

2. Дутьё на паутинки.  

Пау – пау – паучок,

Паутиновый бочок,

Паучок то вверх, то вниз ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка так тонка –

Улетит от ветерка

Цель данных упражнений: развитие длительного плавного выдоха

3.«Приятный запах» (понюхать цветочки).

Я понюхаю цветочек -

как он пахнет хорошо,

Подарю цветочек маме

                                                   и порадую её

Постепенно учим деток плавно, медленно набирать воздух через нос не поднимать при этом плечи.

Цель: развитие глубокого вдоха.

Технология развития мелкой моторики.  Пальчиковые игры.

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишья – смена рук.                                  

«Котенок-глупыш».

Кусается сильно котенок-глупыш,

2                3          4                5

Он думает: это не палец, а мышь  (смена рук).

5                  4            3            2

Но я же играю с тобою, малыш,

2          3             4            5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

5             4              3                   2          

Цель: массаж или самомассаж подушечек пальцев.  

Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской)

      Для игры необходима яркая коробка с отверстиями. Помещаем  в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези – отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.Обращаем внимание детей на коробку и предлагаем каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, хвалим его, радуемся  вместе с ним. Предлагаем поиграть с платочками.     Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Поём и выполняем движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

- Вот платочки хороши!

(стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком)

Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек, покружись,

(кружится держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам покажись.

Я платочком помашу

(взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек,  покружись,

(кружится)

Всем ребятам  покажись.

Нет платочков , ай – ай- ай.

(прячет платок за спину, поворачивая голову вправо- влево)

Где платочки , угадай?

Ты, платочек, покружись.

Всем ребятам покажись.

Вот платочки хороши!

Цель: обучать  детей действовать с предметами ближайшего окружения и игрушками.

Затем  малыши садятся на ковёр, кладут платочки рядом, просим собрать одной ладошкой платочек, чтобы он весь уместился в кулачке:

Соберём мы платочки в мягкие комочки.

Цель: развитие мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Поиску путей своего развития, самообразованию и творчеству современного педагога помогает внедрение новых технологий....

Статья по теме: Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

Мастер-класс «Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.Главной фигурой и центром внимания для малышей всег...

Стендовый доклад на I-й Всероссийской научно - практической конференции "Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми раннего возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Способность обща...

"Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми раннего возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Способность обща...

Мастер-класс для воспитателей «Применение логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста»

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.Главной фигурой и центром внимания для малышей всег...