Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре по теме
Аннотация: Статья посвящена формированию полноценных двигательных навыков и умений, гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие физических качеств детей | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.
Т.П. Фот, В.М. Струцкая
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 58»
Аннотация: Статья посвящена формированию полноценных двигательных навыков и умений, гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: двигательные умения, физические качества, физическое воспитание, двигательные навыки, движения.
Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована. Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых - ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.
Физические качества следует развивать гармонично, опираясь на соблюдение основных принципов физического воспитания:
1. Принцип всесторонности.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип развивающего обучения.
4. Принцип систематичности.
5. Принцип индивидуального подхода.
6. Принцип сознательности и активности детей.
Методика обучения двигательным навыкам.
При развитии общих движений важна поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию и, наконец, по слову. Переход с этапа на этап зависит от индивидуальных особенностей. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков и умений в теории и методике физического воспитания ребенка, можно выделить три этапа обучения.
1-й этап - начальное разучивание двигательного действия; Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:
а) показ педагогом образца движения;
б) его детальный показ, сопровождаемый словом;
с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Этап короткий по времени, когда дети знакомятся с новым движением. У детей наблюдается неуверенность, общая напряженность, наличие неточности.
2-й этап - углубленное разучивание; Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия. Этап более продолжительный по времени. У детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. На этом этапе исправляются ошибки.
3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. Создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного. На этом этапе ребенок владеет навыком. Движения его делаются произвольными, экономными.
Поскольку игра является основным видом деятельности ребенка-дошкольника, то все упражнения должны быть в игровой форме.
Требования для успешного формирования двигательных умений:
- заинтересованность детей (эмоционально, живо, непринужденно);
- сравнения (попрыгали как зайчики);
- конкретная задача (бросим мяч в корзину);
- достаточно места каждому ребенку для движений, достаточно атрибутов, никто не должен ждать очереди;
- удобная одежда, не сковывающая движения;
- свежий воздух и достаточная нагрузка по возрасту;
- чаще хвалить и меньше замечаний;
- знать индивидуальные и возрастные особенности.
И, конечно, любое обучение должно быть комплексным: развитие речи, мышления, памяти, внимания. Речь взрослого- образец ребенку.
Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Двигательные умения и навыки повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Список литературы:
1. Борисенко М.Г, Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. – СПб.: «Паритет», 2002.
2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспрессивные двигательные умения и навыки в работе над речью детей дошкольного возраста.
В статье раскрывается взаимосвязь речи и моторной сферы ребёнка. Представлены виды и направления работы над общей и мелкой моторикой детей.Приведены примеры игровых упражнений по данной теме....
«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...
Мастер - класс:« Изготовление нестандартного спортивного оборудования из различного материала для развития физических качеств детей дошкольного возраста »
Цель: «Научить педагогов делать нестандартное спортивное оборудование из различного материала»Задачи:1. Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.2.Познакомить с техникой изгото...
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие физических качеств дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ , НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ , НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
- Мне нравится (2)