Рабочая программа инструктора по физической культуре
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Воротынский детский сад №2 «Светлячок» в образовательной области «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 57.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на Утверждено
Совете педагогов приказом
Протокол №1 от 31.08. 2017 г. №102-ОД от 01.09.2017 г.
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
дошкольного образовательного учреждения
Воротынский детский сад №2 «Светлячок»
на 2017 – 18 учебный год
Разработала Савиных В.И.
п. Воротынец
2017г.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
2. Нормативно-правовые документы
3. Цель Программы
4. Задачи Программы
5. Принципы и подходы
6. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями.
7. Возрастные особенности психофизического развития детей
8. Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Содержание психолого – педагогической работы
2. Система физкультурно – оздоровительной работы
3. Формы организованной образовательной деятельности.
4. Методы и приёмы обучения.
5. Взаимодействие с семьёй.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.Материально – техническое обеспечение
2. Режим двигательной активности
3.Расписание физкультурных занятий
4. Перечень праздников и развлечений
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Планирование.
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа (далее – Программа) составлена для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Воротынский детский сад №2 «Светлячок» в образовательной области «Физическое развитие», за основу взята Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева Издательство: «Мозаика-Синтез», Москва, 2015г (Соответствует ФГОС).
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врождённое стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребёнка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей ( в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными игами с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др). (см. пункт 2. 6. ФГОС ДО).
2. Перечень нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01.09.2013 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г. №384) (2);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Устав МБДОУ Воротынский детский сад № 2 «Светлячок».
3. Цель Программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
4.Задачи Программы
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту.
5.Принципы и подходы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами определёнными ФГОС ДО:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала).
Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса.
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Составлена с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
6. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию одновременно решаются задачи других образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное развитие»: создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.
- «Познавательное развитие»: активизация мышления детей через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве подвижных игр и упражнений, закрепляющих знаний об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых).
- «Речевое развитие»: побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поошрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок и потешек.
- «Художественно – эстетическое развитие»: привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и инструктора по физической культуре, оформление спортивного зала; использование в процессе непосредственно образовательной деятельности изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), проведение соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей в подвижных играх имитационного характера.
7. Возрастные особенности физического развития детей.
Вторая группа раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.
На четвёртом году жизни возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание у детей не устойчиво, они отвлекаются и часто переходят от одного вида деятельности к другому. В этом возрасте ребёнок обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но ещё не заботиться о результатах своих действий, поглащён самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей постоянно приобретают всё более преднамеренный характер. Ребёнок уже в состоянии повторить движение по своему усмотрению или по предложению воспитателя, различать некоторые его способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, ребёнок может соблюдать определённую их последовательность. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребёнок более сознательно следит за воспитателем, когда он даёт образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.
Ребёнок 5-го года жизни владеет в обычных чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но они ещё не умеют соразмерять свои силы, учитывая свои реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убеждён в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становиться в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Всё это обуславливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу. Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определённых волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности.
Возрастные особенности детей от 5 - 6 лет.
Двигательная деятельность ребёнка становиться всё более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группки по интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребёнка его движения становятся всё более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности. Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обуславливает большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растёт уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их работоспособности путём целенаправленного развития двигательных качеств. В результате регулярных занятий физической культурой, организованных воспитателем и самостоятельных, а так же благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности.
Возрастные особенности детей от 6 - 7 лет.
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребёнок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий. На 7-м году у ребёнка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, едет на велосипеде и т.п. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребёнок прослеживает движение последовательно, выделяет (с помощью взрослого ) разные его фазы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Всё это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведёт к овладению детьми техникой сложных по координации движений. Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например, ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У ребёнка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Нередко для ребёнка наиболее привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются.
8. Планируемые результаты освоения программы
Дети от 2 до 3 лет
К концу года дети:
Умеют:
ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными
движениями рук и ног;
ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть,
бросать, катать);
прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь
двумя ногами;
подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Знают:
В каком направлении нужно двигаться по команде взрослого с опорой на
зрительные ориентиры.
Демонстрируют:
Желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке;
Умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку
- Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
- Умеет ходить в колонне по одному, на носках; на месте.
- Выполняет шаг вперёд, вбок, назад.
- Умеет ходить вокруг и между предметов, не задевая их.
- Ходит по доске, гимнастической скамейке (высота 20 см)
- Перешагивает предметы линии, палки, брёвнышки (высота 10 – 15 см )
- Кружится в одну и другую сторону ( с предметом ).
- Бегает друг за другом в указанном направлении, между предметами.
- Прыгает на двух ногах на месте, с продвижением вперёд.
- Перепрыгивает через верёвку.
- Перепрыгивает через параллельные линии или верёвки ( на расстоянии 10 – 20 см.; 20 - 30 см)
- Ползает на четвереньках по прямой расстояние 3 – 4 метра, по доске лежащей на полу, по гимнастической скамейке.
- Подлезает под натянутую верёвочку.
- Ходит на четвереньках.
- Умеет лазить по гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м ) удобным для ребёнка способом.
- Умеет прокатывать мяч двумя руками друг другу стоя и сидя на расстоянии 1 метр.
- Умеет бросать мяч вперёд двумя руками снизу.
- Ловит мяч брошенный взрослым.
- Перебрасывает мяч двумя руками из – за головы или от груди через ленту, (верхняя часть ленты на уровне глаз ребёнка на расстоянии 1 – 1,5 м).
- Перебрасывает мяч через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка.
- Бросает предмет в стоящую на полу ( или на уровне груди ребёнка горизонтальную цель (корзину, ящик с расстояния 100 – 125 см двумя руками, правой и левой рукой.
- Умеет бросать мячи, набивные мешочки, шишки на дальность правой и левой рукой (на расстояние 1 – 1,5 м).
3 – 4 года
- Ходит прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление;
-Выполняет ходьбу с выполнением заданий педагога ( остановкой, приседанием, поворотом).
- Умеет ходить на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами).
-Умеет ходить в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную.
- Ходит по прямой дорожке (ширина 15 – 20 см, длина 2 – 2,5 м).
- Умеет ходить по доске, гимнастической скамейке.
- Ходит приставляя пяточку одной ноги к носку другой.
- Умеет ходить по ребристой доске.
- Умеет ходить перешагивая через предметы.
- Ходит по наклонной доске (высота 30 – 35 см)
- Медленно кружится в обе стороны.
- Умеет бегать в колонне по одному, в разных направлениях; по прямой, извилистым дорожкам (ширина 25 – 50 см, длина 5 – 6 м).
- Умеет бегать по кругу, змейкой, врассыпную.
- Умеет бегать с выполнением заданий (остановиться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место).
- Умеет бегать с изменением темпа (в медленном темпе в течении 50 – 60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).
- Умеет катать мяч (шарик) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50 – 60 см).
- Метает предметы на дальность правой и левой рукой (на расстояние 2,5 – 5 м).
- Забрасывает предметы в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5 – 2 м).
- Метает предметы в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2м) правой и левой рукой ( расстояние 1 – 1,5м).
- Ловит мяч, брошенный взрослым (расстояние 70 – 100 см).
- Умеет бросать мяч вверх, вниз, об пол (землю), ловит его (2 – 3 раза подряд).
- Ползает на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них.
- Подлезает под препятствие, не касаясь руками пола.
- Лазает по гимнастической стенке (высота 1,5м).
- Прыгает на двух ногах на месте, с продвижением вперёд (расстояние 2 – 3 м) из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними.
- Выполняет прыжок с высоты 15 – 20 см.
- Умеет прыгать через линию, шнур, через 4 – 6 линий (поочерёдно через каждую; через предметы (высота 5 см).
- Умеет прыгать в длину с места через две линии (расстояние между ними 25 – 30 см).
-Умеет прыгать в длину с места на расстояние не менее 40 см.
- Умеет строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, перестраивается в колонну по два; выполняет размыкание и смыкание обычным шагом; находит своё место при построениях.
- Играет в подвижные игры, соблюдая элементарные правила.
4 – 5 лет
- Умеет ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.
- Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы; перелезает с одного пролёта гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
- Умеет энергично отталкиваться и правильно приземляется в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, ориентируется в пространстве.
- Умеет прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- Умеет принимать правильное исходное положение при метании.
- Метает предметы на дальность (не менее 3,5 – 6,5 м).
- Умеет отбивать мяч о землю правой и левой рукой не менее 5 раз подряд.
- Умеет бросать мяч вверх, о землю и ловить его кистями рук (не прижимая к груди 3 – 4 раза подряд.
- Соблюдает дистанцию во время передвижения.
-Активно участвует в подвижных играх, умеет выполнять ведущую роль в игре , осознанно относится к выполнению правил игры.
- Умеет строится в колонну по одному, в шеренгу, в круг.
- Умеет перестраиваться в колонну по два, по три.
- Выполняет повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
- Сохраняет равновесие в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5 – 7 секунд).
5 – 6 лет
- Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5м) с изменением темпа.
- Умеет прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгает в длину с места (не менее 80 см).
- Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5 – 9 м.; в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3 - 4м, сочетает замах с броском; бросает мяч вверх, о землю и ловит его одной рукой.
- Отбивает мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеет школой мяча.
- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Умеет строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестраивается в колонну по два, по три.
- Умеет равняться, размыкаться в колонне - на вытянутые руки вперёд, в шеренге - на вытянутые руки в стороны; выполняет повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
- Умеет самостоятельно организовать знакомую подвижную игру.
6 – 7 лет
- Выполняет правильно все виды основных движений ( ходьба, бег, прыжки, метание, лазание).
- Прыгает на мягкое покрытие с высоты до 40 см, мягко приземляется.
- Умеет прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см.
- Перебрасывает набивной мяч (вес 1 кг).
- Умеет бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4 – 5 м.
- Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 – 12 м.
- Умеет метать предметы в движущуюся цель; владеет школой мяча.
- Умеет перестраиваться в 3 – 4 колонны, в 2 – 3 круга на ходу , в две шеренги после расчёта на первый - второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
- Умеет выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
- Сохраняет правильную осанку.
- Проявляет дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности.
Содержательный раздел
1.Содержание психолого – педагогической работы.
Вторая группа раннего возраста
С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей»
Цель: способствовать совершенствованию всех функций организма через
полноценное физическое развитие, формирование основ физической культуры и
воспитания нравственно-волевых качеств.
Задачи:
Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать
длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня. Воспитывать
интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на
прогулке.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход
к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и
медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания
родителей.
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными
движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного
направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и
характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить,
класть, бросать, катать).
Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места,
отталкиваясь двумя ногами.
Младшая группа
- Продолжать развивать разнообразные виды движений.
-Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркать ногами, не опускать головы, сохраняя перекрёстную координацию рук и ног.
- Приучать действовать совместно.
- Учить строится в колонну по одному, шеренгу, круг, находить своё место при построениях.
- Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперёд, принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15 – 20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании.
- Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
- Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.
- Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
- Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.
- Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
-Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
- Организовывать игры с правилами, движений.
-Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
-Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Средняя группа
-Формировать правильную осанку.
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
- Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.
-Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носками.
- Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролёта гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
- Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.
- Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
- Учить построениям, соблюдению дисциплины во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
- Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
- Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами.
- Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
- Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
- Приучать к выполнению действий по сигналу.
Старшая группа
-Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
- Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
- Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
- Учить бегать наперегонки, с преодолеванием препятствий.
- Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
- Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие, через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
- Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
- Учить ориентироваться в пространстве.
- Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм – эстафетам.
- Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
- Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
- Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх - эстафетах.
Подготовительная к школе группа.
-Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
- Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
- Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
- Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках, в длину и высоту с разбега.
- Добиваться активного движения кисти руки при броске.
- Учить перелезать с пролёта на пролёт гимнастической стенке по диагонали.
- Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
- Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
-Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
- Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
- Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
- Обеспечить разностороннее развитие личности ребёнка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
- Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
- Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
- Учить детей использовать разнообразные игры ( в том числе игры с элементами соревнования) способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координация движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты к результатам товарищей.
- Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
2.Система физкультурно – оздоровительной работы.
№ | Мероприятия | Группа | Периодичность | Ответственный |
| ||||
1. | Определение уровня физического развития. Определение уровня физической подготовленности. | Все | 2 раза в год (в сентябре и мае) | Воспитатели |
2. | Диспансеризация | Все | 1 раз в год | Специалисты поликлиники |
2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
1. | Утренняя гимнастика | Все | Ежедневно | Воспиттели |
2. | ООД | Все | 2 раза в неделю для детей2-3 лет 3 раза в неделю для детей 3-7 лет | Воспитатели |
3. | Подвижные игры | Все | 2 раза в день | Воспитатели |
4. | Гимнастика после дневного сна | Все | Ежедневно | Воспитатели |
5. | Спортивные упражнения | Все | 2 раза в неделю | Воспитатели |
6. | Спортивные игры | Все | 2 раза в неделю | Воспитатели |
7. | Спортивные праздники | Дети 4-7 лет | 2 раза в год | Воспитатели, Муз. руководитель |
8. | Физкультурные досуги | Дети 3-7 лет | 1 раз в месяц | Воспитатели, Муз. руководитель |
10. | Каникулы | Все | 2 раза в год | Все |
3.ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ||||
1. | Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, работа с родителями) | Все | В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции | Заведующий, воспитатели, младшие воспитатели, медсестра |
4. ЗАКАЛИВАНИЕ | ||||
1. | Ходьба босиком | Все | После сна, на физкультурных занятиях | Воспитатели |
2. | Облегченная одежда детей | Все | В течение дня | Воспитатели, пом. Воспитателей |
3. | Гигиенические процедуры | Все | В течение дня | Воспитатели, пом. Воспитателей |
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОРОГО ЗАВТРАКА | ||||
1. | Соки натуральные или напитки витаминизированные, фрукты | Все | Ежедневно | Воспитатели, пом. воспитателей |
Организация оздоровительного режима
Оздоровительные мероприятия | Особенности организации | |
Возрастная группа от 2 до 7 лет | ||
1.1. Воздушно- температурный режим: | от +19 до + 22°С | |
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей | ||
| В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2 °С | |
| В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 °С | |
| К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. | |
| + 22 °С (для второй группы раннего возраста) +21°С (для детей от 3 до 7) | |
| В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. | |
1.2. Воздушные ванны:
| В летний период | |
| В летний период - на улице. В холодное время года проводится ежедневно в группе, физкультурном зале, одежда облегченная | |
| Для детей 2-3 лет: 2 раза в неделю ООД по физическому развитию в физкультурном зале при + 19 °С., форма спортивная. Для детей 3-5 лет: 3 раза в неделю ООД по физическому развитию в физкультурном зале при + 19 °С., форма спортивная. Для детей с 5-ти летнего возраста: 2 раза в неделю ООД по физическому развитию в физкультурном зале при + 19 °С., форма спортивная и 1 раз в неделю ООД по физическому развитию круглогодично на воздухе до - 10 °С | |
| Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям | |
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа и зависит от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. | ||
При неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. | ||
| Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры | |
+ 19 °С | ||
| В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы | |
1.3. Водные процедуры:
| Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры – от 2- 5лет | Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры – от 5-7 лет |
В летний период - мытье ног. |
Учебно-методические пособия, используемые при организации физкультурно-оздоровительной работы
- А.А. Чеменева Л.М. Есина «Педагогические условия моделирования физкультурно – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе индивидуально – дифференцированного подхода».
- Т. Г .Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
- Е.Н.Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»
- О. В. Михеева и др. «Здоровье и гармония личности ребёнка»
- В. И Возная «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ»
- Л.В.Кочеткова «Оздоровление детей в условиях д/с»
- З.И.Берсенева «Здоровый малыш»
- Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
- Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье»
- И.С.Красикова «Дыхательная гимнастика»
- М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов»
- К.Е.Воронова «Игры-эстафеты»
- В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»
- Н.Ч.Железняк «100 комплексов ОРУ для старших дошкольников»
- Н.А.Фомина «Сказочный театр физической культуры»
- Н.Луконина, Л.Чадова «Физкультурные праздники в детском саду»
- Н.И.Бочарова «Туристические прогулки в детском саду»
18.ФГОС Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 л.
19.ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 л)
20Л.И.Пензулаева. Физическая культура в д\с. Младшая группа
21Л.И.Пензулаева. Физическая культура в д\с. Средняя группа
22Л.И.Пензулаева. Физическая культура в д\с. Старшая группа
23.Л.И.Пензулаева. Физическая культура в д\с. Подготовит. группа
4.Формы организованной образовательной деятельности.
Физкультурные занятия
- в традиционной форме
- в форме круговой тренировки
- сюжетно – игровые
- состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- в форме соревнования
- контрольно – зачётные занятия
Подвижные игры
- сюжетные
- бессюжетные
- игры с правилами
- народные подвижные игры
Игровые упражнения (спортивные игры - элементы)
- футбол
- баскетбол
- бадминтон
- городки
5.Методы и приёмы обучения
Наглядные
- наглядно – зрительные приёмы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физоборудования, зрительные ориентиры);
- тактильно - мышечные приёмы (непосредственная помощь взрослого)
Словесные
- объяснения, пояснения, указания
- подача команд, распоряжений, сигналов
- вопросы к детям и поиск ответов
- образный сюжетный рассказ, беседа
- словесная инструкция
Практические
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями
- выполнение упражнений в игровой форме
- выполнение упражнений в соревновательной форме
- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании и в свободной игре.
3.Организационный раздел
1.Материально – техническое обеспечение
В детском саду имеется физкультурный зал, тренажёрный зал , где закреплены два развивающихся комплекса с висячими лесенками, канатом, кольцами, рукоходами. Имеется комната для хранения инвентаря.
Наличие стандартного и не стандартного физкультурно-игрового оборудования
Стандартное:
1. Гимнастические комплексы - 2
2.Шведская стенка - 1
3. Гимнастические скамьи ( высота 25 см) - 6 шт.
4.Гимнастическая скамья ( высота 30 см) - 1 шт.
5.Гимнастическая скамья ( высота 20 см) – 1 шт.
6.Приставные лестницы ( высота 2м 50см) – 2 шт.
7.Приставные лестница (высота 1м 50 см) - 1 шт.
8.Приставной трап деревянный ширина 25см, длина 2,5 м – 2шт.
9. Гимнастические доски ширина 20см, длина 2,47м.- 2 шт.
10. Доска ребристая -6шт.
11. Дуги для подлезания - 8 шт.
12. стойки деревянные - 4 шт.
13.Мишени навесные – 4шт.
14. Баскетбольные кольца – 4 шт.
15. Обручи пластмассовые (диаметр 73 см) – 8 шт.
16. Обручи пластмассовые (диаметр 60 см) – 16 шт.
17. Обручи пластмассовые (диаметр 95 см) – 2 шт.
18. Кегли - 45 шт.
19.Кегли - 2 набора
20.Палки гимнастические (деревянные длинна 74 см) - 24 шт.
21.Палки гимнастические ( пластмассовые длинна 74 ) - 6 шт.
22.Палки гимнастические (пластмассовые длинна 1,03 м ) – 14 шт.
23. Мячи разных размеров : большие – 30 шт.; малые – 10 шт. новые ; малые розовые – 7шт.; малые оранжевые – 5шт.
24. Фитоболы большие - 5 шт.; фитоболы малые - 2 шт.
25. Мяч большой жёлтый массажный - 1шт.
26. Скакалки – 19 шт.
27. Флажки красные – 43 шт.
28. Верёвки - 2шт.
29. Городки деревянные - 2 набора; городки пластмассовые - 1 набор.
30. Волейбольная сетка – 2 шт.
31. Мини - лыжи - 2 пары.
32. Корзины для метания (железные высота 30 см.) – 6 шт.; корзины железные высота 62 см для мячей - 3 шт.
33. Маты длина 130 см - 3 шт.; маты длина 175 см- 2 шт.
34. Шарики пластмассовые разного цвета – 64 шт.
35. Кубики пластмассовые (зелёные - 64 шт.; синие – 15 шт.; голубые – 8 шт.; белые – 24 шт.; бочёночки - жёлтые 30 шт.; кубики разные – 40шт.;кубики малые пластмассовые - 35 шт.
36.Индивидуальные коврики – 25 шт.
37.Хокейный набор - 2 шт.
38.Кубы деревянные (высота 40 см.) – 4 шт.; кубы полые высота 40 см – 2; кубы высота 20 см – 4 шт.; кубы высота 20 см полые - 3 шт.
39.Гантели – 42 шт.
40.Мягкие модули - 1 комплект.
41.Гуси - 2 шт.; колечки - 26 шт.
42. Набор для метания - 2 шт.
43.Погремушки - 45 шт.
44.Магнитофон - 1 шт.
45.Кассеты - 25 шт.
Нестандартное:
1.Дорожки для профилактики плоскостопия ( следочки, деревянная ребристая, гороховая, бобовая ребристая, ёжик из пробок, нашивные с пуговицами, гладкие клеёнчатые).
2. Мешочки для метания (разные по весу от 150-200 гр.),
3. Набивные мячи весом 1 кг. – 4 шт.
4. Штанги – 2 шт. вес 3 кг.
5.Ленточки – 23шт.
6.Платочки – 18 шт.
7.Брёвна длина 50 см - 12 шт.
8. Набивные колечки вес 500 гр. – 2 шт.
9. Деревянные стойки - 4 шт.
10. Шишки – 30 шт.
11. Полоски для перепрыгивания – 12 шт.
12.Бревно – лоток длина 3,60 м. – 2 шт.
13.Деревянный ящик высота 20 см - 2 шт.
14.Шапочи для подвижных игр.
15.Брёвнышки длина 1м – 6 шт.
16.Целиндр деревянный - 40 шт.
17. Стойки для подлезания - 2шт.
18. Верёвки из киндер – сюрприз – 2 шт. 19.Ленты длина 2,50 см – 6 шт.
2. Организация двигательного режима в ДОУ
Формы организации | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготов. группа |
Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность | ежедневно | ||||
20 — 30 мин | 20 — 30 мин | 30 — 40 мин | 30 — 40 мин | 30 — 40 мин | |
Физкультурные занятия | по 3 занятия в неделю | ||||
10 минут | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут | |
Музыкальные занятия | по 2 занятия в неделю | ||||
10 минут | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут | |
Физминутки на занятиях | в середине занятия 1- 3 минуты | ||||
Динамические паузы между занятиями | не менее 10 минут | ||||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ||||
4 - 6 минут | 6 – 8 минут | 6 – 8 минут | 8 – 10 минут | 10 – 12 минут | |
Упражнения после дневного сна | ежедневно | ||||
5 – 10 минут | 5 – 10 минут | 5 – 10 минут | 5 – 10 минут | 5 – 10 минут | |
Включение в прогулку подвижных игр | ежедневно, не менее 2 – 4 раза в день | ||||
5 – 8 минут | 6 – 10 минут | 10 – 15 минут | 15 – 20 минут | 15 – 20 минут | |
Спортивные игры и упражнения | целенаправленное обучение педагогом 2 раза в неделю | ||||
- | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут | |
- | 20 минут | 25 минут | 30 минут | 35 минут | |
Физкультурный досуг | -- | 1 раз в месяц 15 мин. | 1 раз в месяц 20 мин | 1 раз в месяц 25 мин | 1 раз в месяц 30 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа инструктора по физической культуре в ДОУ ( образовательная область "Физическое развитие")
Рабочая программа инструктора по физкультуре в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценность...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет
1. Пояснительная запискаЗадача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огром...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 лет на 2019 – 2020 учебный год
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется в...
Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)
Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» на 2020-2024 год
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по физическому воспитанию на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает позитивную социализа...
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год...