Экологический проект «Юные защитники природы»
проект на тему
Экологический проект
«Юные защитники природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_zashchitniki_prirody.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Экологический проект
«Юные защитники природы»
Воспитатель:
Кольцова Н.В.
г. Когалым
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………….....4
1. Актуальность……………………………………………………………………....5
2.Содержание проекта.................................................................................................7
2.1. Цели и задачи проекта………………………………………………………….8
2.2. Этапы реализации проекта……………………………………………………8
3. Содержание деятельности педагогов, дошкольников, родителей …………9
4. Результат…………………………………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе
вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Данный проект является результатом работы педагогов старшего дошкольного возраста детского сада «Колокольчик». Материалы проекта разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений — одна из актуальных задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
В проекте показан системный подход к решению задач экологического воспитания старших дошкольников через проведение экологических акций. Представлена работа с детьми, педагогами, родителями.
Проект нацелен на тесное взаимодействие с родителями и показывает практические шаги по активному вовлечению родителей в экологическое воспитание детей.
- Актуальность.
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологической личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. В современных условиях даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.
Воспитателю необходимо помнить, что устранение негативных факторов современной ситуации возможно через обеспечение особого одухотворенного пространства детской жизнедеятельности и присвоение экологической субкультуры детства. Это даст ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия, позволит скорректировать последствия экологической депривации.
В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса присвоения детьми экологической субкультуры детства. Активное экологическое сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, что в слабой степени отражает термин «формирование сознания». Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность.
Вывод:
В работе следует использовать разнообразные формы воспитания и обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную и природоохранную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.
2. Содержание проекта.
2.1. Цель и задачи проекта
Цель: Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе.
Задачи:
- Развитие интереса к окружающему миру.
- Расширение представлений о свойствах живой и неживой природы.
- Повышение уровня познавательной активности детей.
- Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ.
- Развитие взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.
- Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
- Воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
Для решения этих задач была выбрана интересная и эффективная форма работы – экологическая (природоохранных) акция, как социально значимое мероприятие, проводимое сотрудниками, детьми, родителями.
Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Ожидаемые результаты:
- создание на территории ДОУ и в группе экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- повышение уровня познавательной активности детей;
- воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
2.2.Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь 2015 г.)
2 этап – деятельностный (сентябрь 2015 – май 2016 г.г.)
3 этап – оценочный (май 2016 г.г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2015 г. |
Знакомство с новыми технологиями:
программа Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В. | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - оформление выставки в книжном уголке: экологические сказки, рассказы, энциклопедии; - оборудование уголка экспериментирования; - видеотека «Разнообразный животный мир»; - уголок «Времена года»; - дидактическая игра «Волшебный зонт» - фотоальбомы и фотовыставки | По плану | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану | ||
Пополнение уголка природы | По плану | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | По плану | |
Проведение консультаций | По плану | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | В течение года | ||
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы | Сентябрь 2015г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников | Сентябрь 2015г. | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала | Сентябрь 2015 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологического праздника «Праздник юных любителей природы» | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников» | По плану | |
Беседа за круглым столом «Воспитание доброты к природе» | По плану | ||
Оформление дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2015 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Открытие птичьей столовой» | В течение года | |
Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе | |||
Облагораживание и озеленение территории детского сада | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, фотостенд «Экологическая панорама», памятки экологического содержания) | |||
Посещение родителями занятий | |||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» | Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе | Май 2016 г. |
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы | Май 2016 г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Май 2016 г. | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май 2016 г. | ||
Определение перспектив работы | |||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2016мг. | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель - май 2016 г. | ||
Фотовыставка «Красота родной природы» | Май 2016 г. |
Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием
2.3. Этапы реализации проекта
1 этап - аналитический (май-август)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - организационный (август-сентябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап - практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап - итоговый, диагностический (апрель)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
3. Содержание деятельности
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа с педагогами
Экологическое образование педагогов и формирование у них экологической компетентности — важнейший механизм, который используют органы государственной власти в целях охраны окружающей среды, сохранения природного наследия, рационального использования природных ресурсов.
В ДОУ разработана модель развития экологической компетентности педагогов по реализации экологического подхода к воспитанию дошкольников, с помощью которой возможно сформировать экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднять уровень духовности, творческой активности.
Задача развития экологической компетентности ставилась перед педагогами дошкольных групп.
Работа проводилась в три взаимосвязанных этапа.
1-й этап позволил выявить уровни профессиональной компетентности воспитателей и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.
2-й этап направлен на реализацию поставленных задач. С этой целью широко использовались различные формы и методы работы:
-семинар-практикум;
-педагогические советы;
-«деловая игра»;
-«педагогический конкурс»;
-тренинги;
-консультации и т.д.
3-й этап позволил проследить динамику повышения профессиональной и экологической компетентности воспитателей, ее влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.
Работа с детьми
Экологическое воспитание дошкольников, по мнению Н.С. Николаевой, можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Осознанно-правильное отношение к природе строится на: понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.
На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (22 ребенка) при помощи диагностики, разработанной Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В.
Результаты обследования следующие:
Всего мы выявили, что 67% из них имеют высокий и средний уровень знаний (В-10%, Ср-57%). Эти дети имеют достаточный для своего возраста объем знаний. Дети понимают слова «живое» и «неживое», классифицируют объекты на живые и неживые. Дошкольники умеют различать сезоны и определять словом их характерные признаки. Знают общие потребностей растений, зависимость их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании, умеют классифицировать растения по месту произрастания. Умеют группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Наряду с этим, 33% детей имеют низкий объем знаний по данным вопросам. Дети затрудняются в ответах на вопросы: Чем отличается живая природа от неживой? Что объединяет все живые существа? Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки? Путают признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
Некоторые из детей, перечисляя домашних животных, не могут ответить, почему они так называются и что бы с ними произошло, если бы человек перестал заботиться о них, не понимают связь внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания. Несколько детей затрудняются в назывании птиц и особенностей их внешнего вида.
Результаты данного обследования показывают, что работа по формированию природоведческих знаний дошкольников, расширению и обобщению знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе должна быть продолжена и углублена.
О показателях готовности к принятию и пониманию, усвоению экологической культуры ребенка 5-7 лет взрослым следует судить по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде (выработанные привычки);
- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке (лес, аудитория и т. п.);
- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
- способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности (покормить птиц, полить цветы и т. п.);
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим его животным,
птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную бес
корыстную помощь нуждающимся в ней.
Направления работы воспитателя:
- экологизация видов деятельности дошкольников в группе;
- выполнение отдельных экологических проектов;
- организация и проведение природоохранных акций;
- создание условий для экологического воспитания в группах:
- подбор растений, животных и уход за ними;
- изготовление поделок из природного материала;
- изготовление совместно с детьми оборудования, пособий;
- изготовление декораций для экологических праздников;
- изготовление оборудования для экологической тропы;
- работа с родителями;
- участие в педагогическом обследовании по заданию старшего воспитателя;
- участие и сбор информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» ДОУ.
Организация зоны природы.
Предметная развивающая среда в детском саду представляет собой систему оборудованных предметных сред, насыщенных пособиями, играми, материалом для самостоятельной деятельности детей, оказывающих комплексное влияние на ребенка, обогащающих педагогический процесс:
- уголок живой природы;
- растительный мир на участке;
- уголок нетронутой природы;
- зимний сад;
- учебно – наглядные пособия для проведения непосредственной образовательной деятельности.
В ДОУ разработаны маршруты экологических тропинок как на территории, так и в помещении.
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Формы работы по реализации проекта
Планомерная и систематическая работа по экологическому образованию, включающая проведение экологических акций, привела к качественным изменениям. У детей сформировался познавательный интерес к природе, который проявляется в стремлении больше познать ее, чтении (слушании) книг о природе, деятельности по ее защите, изображении природных объектов в рисунках, лепке, аппликациях и разных увлечениях, связанных с природой.
Повторное обследование природоведческих знаний показало следующие результаты:
В группе увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень природоведческих знаний (10%-33%) за счет перехода детей со средним уровнем на более высокий уровень (57%-43%). Снизилось количество детей, имеющих низкий уровень природоведческих знаний (38%- 24%).
Работа с родителями
Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.
Следовательно, для формирования основ экологической культуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитании дошкольников.
Была разработана система сотрудничества педагогов и родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Апробация разных форм сотрудничества с целью оптимизации экологического воспитания детей включала три этапа.
1-й этап
Цель: просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.
2-й этап
Цель: реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений.
3-й этап
Цель: анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДОУ.
4. Результат
В рамках реализации проекта мы пришли к следующим результатам:
1.Отработан и систематизирован материал по экологическому образованию дошкольников по следующим направлениям:
- «Экологическая тропа»- экскурсии с образовательной целью;
- Экологизация развивающей среды в группе;
- Диагностика. Оформление диагностических карт;
- Сезонное оформление групповых участков ДОУ;
- Физкульминутки, экологические игры.
2. Разработан проект «Юные защитники природы».
3. Создан проект «Лаборатория неживой природы»
4. Создана предметно - развивающая среда в группе, адаптированная к решению данной проблемы.
5.Создана система взаимодействия педагогов и узких специалистов в микро и макро социуме.
6.Разработано перспективное и календарное планирование.
7.Повышен уровень экологической культуры родителей, как активных соучастников в практическом решении данной проблемы.
8.Стабилизирован рост качества усвоения дошкольниками раздела программы.
9. Созданы альбомы «Труд в природе», «Экскурсии в природу», «Наши выставки», «Цветники и огороды».
10.Проведены природоохранные акции «Чистая планета», «Открытие птичьей столовой», «Жизнь в капле воды»
Приложение
Планкарта действий по реализации проекта для детей 5-7 лет
Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь).
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. Люди мусорят. | Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант «Мы за чистый двор» | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» |
2. | Экологические знаки | Конкурс рисунков-знаков. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе. | Конкурс рисунков-знаков. |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций | Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода. |
4. | Экологическая газета | Рисование «Какую пользу я принёс планете?» | «Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
Акция: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь).
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нечего есть | Решение проблемных ситуаций | Конкурс «Птичьи домики» |
2. | Экологические знаки | Рисование плаката «Покормите птиц зимой» | Презентация фильма «Птицы зимой» |
3. | Экологическая тропа | КВН «Друзья птиц» Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом) | Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи» |
4. | Экологическая газета | Рисование «Птичьи дома» | Придумывание историй «Как я спас птичку» |
Акция: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь).
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Ёлочка просит помощи | Чтение письма от ёлочки. | Выпуск листовок и распространение в микрорайоне |
2. | Экологические знаки | Рисование запрещающих знаков вырубки елей | Рисование запрещающих знаков вырубки елей |
3. | Экологическая тропа | Установка запрещающих знаков | Установка знаков по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | «Не дадим лесу остаться без ели» | Сочинение «Как мы спасали ель» Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе) |
Акция: «Жизнь в капле воды» (февраль-март).
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вода в опасности | Занятие в лаборатории. | Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь» |
2. | Экологические знаки | Составление знаков «Берегите воду» для малышей | Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» |
3. | Экологическая тропа | Исследуем слой снега. | Викторина «Вода – это жизнь» |
4. | Экологическая газета | Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». | Дневник наблюдений за водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Экологический проект «Юные защитники природы».Актуальность темы.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и бо...
Экологический проект "Юные защитники природы нашего края"
Экологическое образование интегрировано входит в каждую из образовательных областей, т.к. имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание...
Экологический проект "Юные защитники природы"
Познавательный (долгосрочный) проект...
Экологический проект "Юные защитники природы"
Проект развивает и обогащает у детей и родителей познавательные умения о природе, воспитывает к ней бережное отношение....
Экологический проект "Юные защитники природы Татарстана"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад...
Экологический проект «Юные защитники природы»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства...