Основные этапы возникновения педагогических технологий
статья на тему
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Сборник статей VII Международной научной конференции
«Наука в современном обществе», печатное издание «Логос» 2015 г., стр. 63
Федина Татьяна Владимировна
В любой сфере деятельности человека создание и использование технологий ведет к повышению потенциала и усилению возможности данной сферы, а также опосредованному развитию других смежных сфер деятельности человека. Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой объективные причины. В статье раскрывается сущность понятия «педагогическая технология», история возникновения.
Ключевые слова: технология, педагогическая технология, технологизация.
Технология - не просто совокупность методов, все они направлены на получение конкретной продукции. «Под технологией подразумевается любое средство преобразования исходных материалов — будь то люди, информация, или физические материалы для получения желаемой продукции услуг». (С.А. Смирнов).[4] Научно-технический процесс, к концу ХХ века обусловил технологизацию как многочисленных отраслей производства, так и сферы культуры, гуманитарных областей знаний.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные электронные, информационные) с огромными обучающими ресурсами.
Появились новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые стали неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внесли в него определенную специфику.
Впервые термин «педагогические технологии » упомянут в двадцатые годы в трудах по педологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).
Появившийся в то же время термин «педагогическая техника», была определена как совокупность приемов и средств (Педагогическая энциклопедия 30 годов).
Внедрение в учебный процесс обучения технических средств (сороковые-пятидесятые годы) спровоцировало появление термина «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии».
После массовой разработки и внедрения педагогических технологий в шестидесятых годах, возникает два направления: «технические средства в обучении» и «технология ученого процесса».
Программированное обучение - стало первым детищем направления педагогической технологии. К концу семидесятых годов, с развитием техники и задатками компьютеризации обучения, понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности влиять на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность.
Педагогическая технология стала рассматриваться как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижений цели обучения.
О.Епишева, считает, что источниками развития педагогической технологии являются: психология, психологические концепции усвоения и научения-бихевиоризм.[2] Теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности; так же производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек -техника -цель»; и наконец, педагогика.
Проанализировав ряд работ, посвященных педагогическим технологиям, можно сделать следующие выводы.
Педагогические технологии - новый этап в развитии педагогики. В настоящее время педагогическая технология рассматривается как один из видов человековедческих технологий, которые базируются на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.
Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею целей.
Применение современных образовательных технологий может превратить обучение, в своего рода, производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.
Любая педагогическая технология должна отвечать ряду технологических критериев.
Такие авторы как В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, считают технологизацию объективным процессом, подготовившим этап эволюции образования для решения качественно иных задач.
Список литературы:
1 .Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические технологии», М.,
«Педагогика», 1989
2. Епишева О. «Основные параметры технологии обучения. Школьные технологииУ24» М.,.2О04
З. Кларин М.В. «Технологический подход к обучению. Школьные технологииУ25» , М., 2003
4. «Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии»/ Под редакцией С.А. Смирнова/, М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...
Основные качества современных педагогических технологий
Для описания таких сложных объектов, как педагогические технологии следует выделить их основные общие качества....
"Сущность и основные этапы работы современных здоровьесберегающих технологий, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
обеспечение высокого уровня реальногоздоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры,как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,знаний о здоро...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...
Педагогическая коррекция как процесс, его основные этапы.
Педагогическая коррекция как процесс, его основные этапы В современный исследованиях принято считать, что коррекционная и реабилитационная работа – это «компоненты единого воспитатель...
Мастер – класс на педагогическом совете на тему : «Основные этапы работы над образом»
Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деят...
Основные методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
презентация по теме"Основные методики воспитательной работы"...