Семинар для педагогов «Конфликты в ДОУ и пути их разрешения»
методическая разработка по теме

Рубцова Марина Владимировна

Разработка для старших воспитателей ДОУ о причинах возникновения конфликта, путях выхода из сложившейся ситуации, путях предупреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktologiya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Конфликты в ДОУ и пути их разрешения»

Если в вашей жизни нет конфликтов –

проверьте, есть ли у вас пульс…

Каждый человек имеет свой жизненный опыт. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны и неверное восприятие, и недоразумения, и различия в ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы реагируем, чувствуем, думаем, действуем. Чтобы быть успешными, необходимо расширить своё видение и восприятие мира. 

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Самое неприятное в конфликте - страх, злоба, обида, взаимные упреки, оскорбления и даже рукоприкладство.

Как вы думаете, каковы же причины конфликтов?

Причины конфликта:

1. Неумение владеть своими эмоциями.

2. Люди не подходят друг  другу по  поведению, характеру, взглядам.

3. Вмешивается в конфликт кто-то третий.

4. «Ошибка настроения». 

«Заглаживание» конфликта, уход от его решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, потеря друзей, дружбы, авторитета, уважение к себе и другим людям, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.п.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Неадекватное поведение в конфликте приводит к поспешным, необдуманным действиям, ухудшает отношения между людьми, приводит к нарушению границ толерантности.

Но ведь конфликты могут возникать не только между взрослыми. В детском саду, к сожалению, часто возникают споры между педагогом и ребёнком.

В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся постоянно,  порой бывает очень трудно в них разобраться.

Причины возникновения конфликтов различные. И длительность конфликтной ситуации также бывает разная. Иногда конфликт может тянуться несколько дней, а иногда завершиться за несколько минут.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться.

  • При возникновении конфликтной ситуации воспитатель должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся, фраза «разбирайтесь сами, вы – уже взрослые» совсем не подходит. Если ребенок просит помощи, мы обязаны ему ее дать.
  • Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
  • При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации вы часто видите, что дети по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни дети пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей. Дети, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирными ненасильственными способами.
  • Разрешение конфликта во многом зависит от умения педагога вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.
  • В разрешении детских конфликтов каждый педагог должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
  • Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл. И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Деструктивный метод «Уйду, и не буду с ним играть, общаться», «Сам буду играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта «Позову воспитателя и она всё равно решить проблему», либо агрессивное её разрешение «Всех побью и сделаю так, как я этого хочу»). 

Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»).

Каких же принципов придерживаться воспитателям?

1. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. 

2. Очень важен личный пример воспитателя, когда его оценки касаются только поступков детей. 

3. Развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами, которые помогают в конфликтной ситуации. 

4. Развитие навыков общения детей со сверстниками. 

5. Воспитатель предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и активно в них участвует. 

6. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Уголок доверия», «Уголок для друзей», «Островок доверия», «Секретная комната», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья».

Ролевая игра «Разыграем конфликт»

Участники делятся на две подгруппы, одна подгруппа в конфликте играет роль родителей, а другая – воспитателей. Раздаются тексты конфликтных ситуаций.

1 ситуация:

- Воспитатель: Ваш малыш постоянно мочится в штанишки. А в сончас и вовсе с головы до ног промок!

- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.

- Воспитатель: Только спросила, хочет ли он в туалет - говорит, нет, отвернешься – штанишки мокрые и глаза полные слез. Вам, наверное, нужно к врачу. Я не могу все время за ним бегать!

- Родитель: Я думала присмотр и уход за ребенком пока он в саду, ваша задача. Вы за это деньги получаете!

- Воспитатель: У меня в группе 20 детей … Я не могу заниматься только Вашим ребенком!

Вариант разрешения 1 ситуации:

- Воспитатель: Замечательный малыш, очень любит слушать стишки-потешки, начал играть с детьми, но часто мочится в штанишки.

- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.

- Воспитатель: Не волнуйтесь, адаптация – это стресс для каждого ребенка. Старайтесь придерживаться рекомендаций специалистов, и принесите сменное белье.

- Родитель: Спасибо Вам, думаю мы скоро привыкнем к саду. (сотрудничество).

2 ситуация:

- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек». Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.

- Воспитатель(смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Вас что именно не устраивает?

- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.

- Воспитатель: Ко мне какие могут быть претензии? Вас здесь никто не держит, идите в «Мотылек»!

Вариант разрешения 2 ситуации:

- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек». Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.

- Воспитатель(смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Можете в любой день прийти и послушать.

- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.

- Воспитатель: У нас в группе очень много талантливых и творчески активных ребят, и Алиса не исключение. В группе со всеми детками поет и читает стихи. Чтобы полностью раскрыть ее таланты, думаю, нужно чаще заниматься с ней: вам – дома, а нам - в саду. (сотрудничество)

В заключении хочется сказать следующее – в школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в вашей практике встречалось как можно меньше. Чтобы каждый из вас умел вовремя заметить тот момент, когда можно предотвратить конфликт между детьми. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический семинар для педагогов «Конфликты и способы выхода из них»

познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать выработке навыков конструктивного выхода их конфликтных ситуаций; установить контакты между участниками; способствовать разрушению привычных...

Памятка для родителей «Причины конфликтов у дошколят и пути их разрешения»

Памятка для родителей «Причины конфликтов у дошколят и пути их разрешения»...

Семинар для педагогов «Конфликты воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Семинар для педагогов«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛ...

Семинар-практикум "Конфликты, конфликтные ситуации и пути их разрешения"

Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и ...

Консультация для родителей "Конфликты с ребенком и пути их разрешения"

В консультации родителям дается объяснение понятия что такое конфликт и как его разрешить...

Консультация "Конфликты в ДОО и пути их разрешения"

Консультация о конфликтах в дошкольном учреждении и возможных путях их разрешения...