Ловкие пальчики
проект на тему

Дворникова Светлана Андреевна

Ловкие пальчики. Проект по развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx53.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3

Сапожковского муниципального района

Проект

по развитию мелкой моторики

для детей младшего дошкольного возраста

«Ловкие пальчики»

воспитатель Дворникова С.А.

р.п. Сапожок

 2017

    Актуальность 

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

 Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов  обихода.

 Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

 Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными  психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте  интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в  познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами,  игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить

малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире:  зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме.

Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит  естественно, не возникает психического напряжения.

Цель проекта:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

 Задачи: 

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  • Развить фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием..
  • Расширить  кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.
  • Обогатить  кругозор детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Развить творчество и креативность участников проекта.

Участники проекта:

Дети, воспитатель, родители.

Сроки:        

  • Проект рассчитан на 7 месяцев(ноябрь-май) и включает следующие этапы

Этапы реализации:

I.Подготовительный этап:

  • Изучение научно-методической литературы по данной теме;
  •    Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
  • Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

 II.Диагностический этап: 

-Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки

 ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой

моторики пальцев;

-Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.

III. Основной этап

  • Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей  дошкольного

 возраста:

- Совместная деятельность с родителями.

IV. Заключительный этап

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

Диагностика развития мелкой моторики на конец  проекта.

Презентация проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта:        

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников достигли уровня соответствующего данному возрасту.

Кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Организация работы по проекту

Этапы 

Цель

Сроки

I.Подготовительный этап: 

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

1 неделя ноября

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по блокам

1 неделя ноября

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

1 неделя ноября

Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

Разработать консультации для родителей

1 неделя ноября

II.Диагностический этап: 

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

1 неделя ноября

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

1 неделя ноября

III. Основной этап

Работа с детьми

Блоки:

1.Пальчиковые упражнения

«Шарик», «Цветок», «Вот и вся моя семья», «Капуста»,

«Сорока-белобока»

Ноябрь

2. Упражнения  с крупой и пластилином

«Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Найди в крупе»

Декабрь

3. Упражнения с водой и шариками Су-джок

 «Перелей воду», «Купание шарика», «Вылавливание шариков», «Орешки», «Ежик»

Январь  

4. Упражнения с песком

«Нарисуй цветочек», «Отпечатки наших рук», «Найди шарик», «Печенье»

Февраль  

5. Упражнения с камнями

«Выложи»,»Бабочка», «Яблоко», «Утенок», «Паутинка», «Грибок», «Елочка»

Март

6. Работа со шнуровкой и вкладышами

«Работаем со шнуровкой», «Вкладыши», «По желанию»

Апрель  

7. Упражнения «Шагаем по дорожкам»

«Веселый автобус», «Гусеничка», «По грибы», «Муравьишка», «Ежики», «Кот и бабочка», «Летний дождик»

Май  

Работа с родителями

Привлечение родителей  к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

В течение проекта

Консультация

«Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Участие родителей в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

В течение проекта

Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

Февраль

IV. Заключительный этап

Диагностика развития мелкой моторики детей на конец  проекта.

Май

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

Май  

Презентация проекта

Май  

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;

7) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011;

8) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ловкие пальчики

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет....

Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»

Отчет  о работе кружка "ловкие пальчики"...

Развитие тактильных и сложно координированных движений пальцев рук "Ловкие пальчики"

Развитие тактильных ощущений и сложнокоординированных движений пальцев рук.Как сделано:В деревянном ящике высотой 6 см, оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: мелкие ракушки,...

Ловкие пальчики

Книжка- самоделка предназначена для детей 3-4 лет для развития мелкой моторики рук....

Музыкально-игровое занятие "Ловкие пальчики"

Развивать у детей двигательную активность, учить перевоплащаться в изображаемые образы. Развивать детскую фантазию и образное мышление....

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...

Консультация «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

Консультация  «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...