Педагогический совет № 4 Тема: "Психомоторная практика как фактор формирования личности в целом"
методическая разработка на тему
Цель: создание таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию моторики и взаимосвязанной с ней психической сфере
Вопросы для обсуждения:
1. Вступительное слово
2. Методы педагогического контроля уровня развития психомоторных качеств дошкольников 6 – 7 лет
3. «Методика Бернара Окутюрье» - педаго - психолог
4. Практическая часть
5. Заключительная часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 8 «Зоряночка»
______________ С.Ю. Месикова
« 21 » февраля 2018 год
Педагогический совет № 4
Тема: "Психомоторная практика как фактор формирования личности в целом"
Подготовила
Жданова Т.П.
Ессентуки, 2018 г.
Цель: создание таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию моторики и взаимосвязанной с ней психической сферы.
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
- Вступительное слово - Жданова Т.П.
- Методы педагогического контроля уровня развития психомоторных качеств дошкольников 6 – 7 лет - воспитатель Акопян А.С.
- «Методика Бернара Окутюрье» - педагог – психолог Борисова Т.М.
- Практическая часть - Жданова Т.П.
- Заключительная часть – Борисова Т.М.
Ход педагогического совета
- Вступительное слово.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.
Программой воспитания в детском саду определены конкретные знаниями, умения, навыки, которые должны овладеть дети к моменту перехода в школу. К этому времени ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков и привычек в выполнении гигиенических закаливающих процедур, умением сохранять правильную осанку. Все это должно помочь ему быстро включиться в новый для него режим школьной жизни, связанной, помимо всего прочего, с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженном интеллектуальной деятельностью на уроках. Однако практическое осуществление перечисленных в «Программе» задач нередко представляет для воспитателей детских садов, значительной трудности, которые возникают по разным причинам.
Невыполнение задач в дошкольном возрасте влечет за собой проблемы обучения детей в школе.
Движения составляют основу любой детской двигательной деятельности. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития. Выполнение физических упражнений, связанно с активным восприятием окружающей обстановке и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формирование знаний, с проявлением волевых усилий, ярким эмоциональным переживаниям. Все это оказывается влиянием на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитии.
Физические упражнения в физической культуре дошкольников представляет следующими видами:
- Гимнастика;
- играми подвижными и спортивными;
- Спортивными упражнениями;
- Простейшим туризмом.
Рекомендуется проводить утреннюю гимнастику под музыку для повышения эмоционального настроения, развития эмоционального мира детей, для повышения уровня мотивации учебной деятельности особенно в подготовительной к школе группы.
Физкультминутка не является обязательным решающим моментом, как утренняя гимнастика, но опыт показывает, что в ведение ее в режим для детей подготовительной к школе группы дают положительный результаты. К сожалению, о таком мероприятии лишь упоминают и проводят не так уж много примеров, забывают о том, что она способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность, снимает утомление, приключает внимание, усиливает обмен веществ в организме.
Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее знание функции руки. Сотрудники института физиологи детей и подробность подростков АПИ установили, уровень развития речи детей находящийся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большое количество детей, ими была выявлена следующая закономерность: если развитие движении пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, находящееся в пределах нормы. Если же развитие движения пальцев отстает, то задерживаются речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальный и даже высшей нормы.
- Методы педагогического контроля уровня развития психомоторных качеств дошкольников 6 – 7 лет
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. В настоящее время во многих школах проводится психологическое обследование детей при поступлении детей в первый класс. В одном случае это делается для отбора наиболее подготовленных и подходящих по критериям отборочных комиссий детей в школу с определенной специализацией (математической, химической, языковой и т.д.). В другом – для распределения детей по классам с разной степенью интенсивности обучения, от «классов выравнивания» до классов, в которых участвует по ускоренной программе. Психологи, определяя при отборе степени готовность детей к школе, используют специальную пробу – тесты.
Тесты – это стандартизированные, часто ограниченные во время испытания, предназначенные для измерения индивидуально – психологических различий. С помощью тестов пытаются выявить наличие или отсутствие, каких – либо способностей, навыков, умений, качеств личности. Тесты позволяют выявить у ребенка уровень развития важнейших познавательных процессов: зрительного и слухового восприятия, различных видов памяти и внимания, образного мышления, психологического темпа и т.д.
- Методика Бернара Окутюрье
Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).
Педагоги психомоторной практики очень ценятся. Восхищенные родители с придыханием произносят волшебное слово «psicomotricità». Проводятся семинары, занятия в яслях и детских садах, на которые надо записываться заранее.
Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.
Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.
Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье, французского педагога и методиста.
Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.
Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.
Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.
В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.
Кто принимает участие. Дети распределяются по возрастным группам: с 10 мес до 1.5 лет, с 1.5 лет до 2-х (обычно на занятиях присутствуют родители), 2-3 года (ясельная группа), 3-6 лет (детский сад) и 7-8 лет (начальная школа). Если на первых порах детям дается большая свобода действий, то в возрасте 7-8 лет они должны выполнять задания, например, найти все красные шарики, спрятанные в зале. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.
Где проводятся занятия. Для совсем маленьких устраивают «тренинги». Иногда в образовательную программу яслей и детсада входят занятия по психомоторике.
Как выглядит помещение для занятий. Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.
Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом, ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.
Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.
Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом, произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.
И напоследок они рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на занятии.
- Практическая часть
Развитие у детей основных психомоторных качеств включает в себя работу по формированию статической и динамической координации, двигательной памяти, причем во всех видах моторной сферы (общей и мелкой моторике, мимической мускулатуре).
Для развития статической координации можно использовать следующие игры.
ГДЕ МЫ БЫЛИ, ВАМ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ — ПОКАЖЕМ
Цель. Развивать статическую координацию крупной моторики, содействовать Оборудование. Без специального оборудования.
Описание. Дети делятся на две команды и по очереди показывают друг другу' какое-либо действие, предваряя свой показ словами: «Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем», вторая команда называет (угадывает) движение первой.
Развитие динамической координации крупной моторики можно осуществлять в упражнениях и играх, представляющих собой комплексы специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм.
ПРЫГ, СТОП, ХЛОП
Цель. Развивать динамическую координацию движений конечностей и туловища, способствовать устранению трудностей переклюения, тренировать произвольный контроль за процессами торможения и возбуждения, контролировать темп выполнения заданий.
Оборудование. Без специального оборудования.
Описание. Дети идут под музыку друг за другом, на сигнал «прыг» подпрыгивают, на сигнал «стоп» останавливаются и стоят в течение 3—5 секунд (затем 7— 10), на сигнал «хлоп» продолжают идти и хлопают в ладоши. Из игры выходит тот, кто ошибается.
- Заключительная часть.
Рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на педагогическом совете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...
Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...