Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»
статья на тему
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности.
Поэтому целью моей работы стало применение сказок в развитии связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников» | 965.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конева Надежда Владимировна
воспитатель
муниципального казенного
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад «72» города Кирова
Опыт работы
«Сказкотерапия, как средство формирования развития речи у дошкольников»
Почему наши дети плохо говорят? Может быть потому что мы разучились с ними разговаривать? Телевиденье и интернет поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Находясь на волне информационных технологий современные дети умеют пользоваться всевозможными гаджетами, заменяющими живое общение.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что в семьях воспитанников перестали читать сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.
В.А.Сухомлинский писал «В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости, познает мир не только умом, но и сердцем».
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности.
Поэтому целью моей работы стало применение сказок в развитии связной речи дошкольников.
Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать общие речевые навыки, диалогическую и монологическую речь;
2. Подводить детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в продуктивную деятельность;
3. Вызывать у детей желание самим заниматься словесным творчеством- придумыванием сказок, сочинением стихов.
Входе работы по развитию речи детей с использованием сказкотерапии мною были выделены определенные методы. Наряду с традиционным чтением сказок, художественным пересказом прочитанного, драматизацией я использовала такие методы как:
- «Сказка про самого себя»;
- «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
- «Перевирание сказки»;
- «Сказочные пиктограммы»;
- «Бином фантазии»
На этих методах я хотела бы остановиться подробнее
«Сказки про самого себя».
Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что душе заблагорассудится? Или побывать в сказочных местах, летать на драконах и запросто превратиться в великана? Дети любят фантазировать, а где фантазия там и интересные получаются сказки.
Сказки про самого себя не только интересны, но и полезны. Во-первых потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими, любят придумывать истории про самих себя или своих друзей. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает воспринимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену действительности.
«Изменение ситуации в знакомых сказках».
У каждого есть своя любимая сказка, которую знаем наизусть. Любим главных героев и дословно можем вспомнить все детали волшебства. А что если эти детали изменить? Получиться любимая сказка на новый лад!
Мы с детьми выбираем знакомую сказку и договариваемся что-то в ней изменить. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Что же потеряла Золушка? И как ее нашел принц? Путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья. Постепенно дети сами учатся менять ситуации в сказках, удивляясь как важны детали и определенные ситуации.
«Перевирание сказки».
Иногда наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить в как – бы в пародию –на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет или могло быть.
Перевирание сказки развивает у детей чувство юмора, они начинают понимать иронию, лукавство, исходящие от близких. Кроме того, такой подход к известным сказкам ставит ребенка в активную позицию, заставляет сосредотачиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях и действиях.
Например: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему тигр» - «Нет, не тигр, а заяц», - поправляет ребенок». Важно во время перевирания стать по возможности актером – удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься детской находчивостью и памятливостью.
«Сказочные пиктограммы».
Пиктограмма – это знак, отображающий важнейшие черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы к сказкам хорошо использовать для развития связной речи детей. Это способствует:
- Пополнению словарного запаса и активизации связной речи;
- Развитию высших психических функций (мышление, память, внимание);
- Облегчению ознакомления детей с природой и с явлениями окружающей действительности.
«Бином фантазии».
Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кошкой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаю посмотреть примеры сказок (Приложение 1).
Приложение 1.
Похищение лошадки.
Жили-были Снежная Королева и лошадка Луиза. Однажды утром Королева захотела покататься на лошадке, но Луизу забрал злой король и увез к себе в царство. Снежная Королева решила сделать изо льда санки. Чтобы поехать за лошадкой. Когда санки были готовы она отправилась в долгое путешествие. Через сто ночей добралась Королева до царства злого короля, дождалась пока он уснет и забрала свою лошадку. А злой король увидел, что нет лошадки, и от злости лопнул. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Токменинова Катя.
Потерянное зеркальце.
Снегурочка пошла в лес и увидела потерянное зеркальце. Она отнесла его домой. Снегурочка любовалась собой, глядя в зеркальце. А зеркальце оказалось волшебным. И когда она в него заглянула, она оказалась у бабушки Яги. Баба Яга накормила Снегурочку пряниками, чтобы ее заколдовать. Но Снегурочка была волшебницей, и задумка Бабы Яги не сработала. Снегурочка превратила Бабу Ягу в ледышку и засунула ее в печь. Тут и сказке конец…
Шишкина Лера
Волшебный замок.
Жили были дед да баба. Жили они в маленькой деревеньке, не было у них детей. Однажды они захотели прогуляться по деревне, но пошел ливень и спутал их планы. Бабушка предложила пойти гулять под зонтом. Долго ли. Коротко ли они шли и дошли до замка. В замке были открыты двери. Дед и баба зашли туда и увидели много вещей и еды. Пока они ели пришли принц с принцессой и разрешили остаться им в замке. И стали они все вместе жить поживать, да добра наживать.
Усатова Лена
Луна и золотая рыбка.
Однажды волшебная золотая рыбка захотела попасть в космос. Она загадала желание и оно сбылось. Рыбка очутилась в далеком, темном космосе. Вокруг блестели одни звездочки: красные, зеленые, синие, белые. Рыбка увидела много песка и построила из него замок. Рыбка наколдовала мебель, комнаты и большой торт. Она пригласила в гости пришельцев. Пока рыбка ходила за угощеньями, пришельцы съели весь торт и сбежали. Рыбка расстроилась и пригорюнилась. Но потом пришельцы принесли новый торт и съели его вместе с рыбкой. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Князева Маша
Украденная машина.
Жили-были деда и баба, и была у них красная машина. Деда захотел покататься на машине, но увидел, что машины не было во дворе. Ее украл Змей Горыныч. Деда с бабой опечалились. Решили позвать на помощь бравого солдата. Он позвал своих солдат и они вместе поехали на военной технике к Горынычу. Вдруг они увидели логово змея. Солдаты дождались, когда змей уснет и отрубили ему все 3 головы и забрали красную машину. Солдат вернул машину деду с бабой. Вот и сказка вся, больше сказать нельзя.
Нагибин Андрей
Как пришельцы чинили поезд.
Однажды пришельцы захотели покататься на поезде. Вдруг случилось несчастье – поезд сломался. И они отправились в магазин за инструментами. Пришельцы купили ключ гаечный, молоток, отвертку. Вернулись они из магазина и стали работать. Чинили, чинили и наконец починили. А потом пришельцы поехали к своим друзьям, которые жили очень-очень далеко. И жили вместе с ними долго и счастливо.
Широкова Арина.
Белые мишки и летучий корабль.
Жили-были два медвежонка. А их маму и папу похитил злой дракон и улетел с ними в ледяной замок. Мишки стали думать как им выручить маму и папу. Однажды на помощь мишкам прилетел летучий корабль. Мишки в него сели, сказали волшебные слова: «Летучий корабль, поднимись. Земля прощай!» и полетели искать родителей. Через несколько дней они нашли замок дракона, и увидели маму и папу, которые сидели в башне и грустили. Медвежата задумались, как вызволить маму и папу из башни. На корабле оказалась лебедка, на конце лебедки был крючок, на крючке – сеть. И мишки придумали сбросить сеть родителям. Мама и папа забрались в сеть, мишки подняли ее. И все вместе улетели на северный полюс. И стали они жить долго и счастливо.
Сысоев Клим.
Сказка про кошку и сумку.
Жила-была кошка Изя .Как-то раз хозяева забыли ее покормить и ушли, а кошка взяла и перевернула все кастрюли и сковородки в доме. Когда хозяева вернулись, они разозлились на Изю и выгнали ее на улицу. Долго шла кошка по улице пока не увидела сумку. Посмотрела она по сторонам, нет никого и сумка пустая. Залезла туда Изя и стала жить поживать, да добра наживать.
Тимшин Игорь.
Жираф и жук.
Жил-был жираф. Как- то раз он вышел в поле и увидел жука. Жук пожаловался, что ему одиноко. Жираф сказал:
-Садись на меня, я тебя покатаю.
Он присел, чтобы жук смог забраться ему на спину. Жук прокатился и ему стало весело.
Спивакова Соня.
Ваза и дерево.
Ваза стояла на подоконнике и грелась на солнышке. Она была пустая и радовалась, что в нее ничего не наливают и не ставят цветы, что она свободна от всех забот. Ваза разнежилась и уснула. В это время поднялся сильный ветер. Дерево, которое стояло рядом с окном стало раскачиваться из стороны в сторону и смахнуло вазу. Ваза упала на землю и разбилась. Дерево очень расстроилось от того, что погубило вазу. Оно плакало и дрожало своими листиками. Но тут прибежали дети, увидели разбитую вазу и склеили ее суперклеем. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Коробицына Диана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
Перспективное планирование...
План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.
Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...
самообразование :" Сказкотерапия " -как средство формирование развития речи у дошкольников
сказкотерапия . план по самообразованию...
«Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников»
laquo;Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников» - тема по самообразованию для воспитателей младших групп...