«Лэпбук как средство создания условий развития детей»
материал на тему

Иванова Виктория Эрдыниевна

  В условиях реализации ФГОС ДО, который ориентирован на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, мы педагоги дошкольного образования находимся в поиске наиболее действенных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детками дошкольного возраста. Моим итогом такого поиска стал «лэпбук».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Виктория Эрдыниевна

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ детский сад №28 «Туяна»

Методическая продукция «Лэпбук»

Цель методической продукции: создание условий сотрудничества детей и взрослых, для поддержки индивидуальности и инициативности детей.

Задачи:

  1. Формировать интеллектуальные способности детей.
  2. Вовлекать родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательную деятельность.

Целевая группа: воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

     Термин «лэпбук» в переводе с английского языка, значит «наколенная книга», это тематическая или интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, конвертами разных форм, дверками, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по-своему, игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы.  Представляет одну из разновидностей метода проектов, способствует организации материала по изучаемой лексической теме в рамках комплексно-тематического планирования, может являться продуктом совместной деятельности педагога с детьми по тематической неделе, заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.

Ожидаемые результаты:

    Чтобы заполнить эту папку, ребенок выполнит определенные задания, проведет наблюдения, обратится с вопросами и за помощью к взрослым, почерпает информацию из информационных источников, изучит представленный материал. Создание «лэпбука» способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса. Лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки детьми как самостоятельно, так и совместно с педагогом, в роли играющего партнера, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Ребенок в дальнейшем научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.



Предварительный просмотр:

Иванова Виктория  Эрдыниевна

воспитатель

МДОУ детский сад №28 «Туяна»

«Лэпбук как средство создания условий развития детей»

  В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который ориентирован на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, мы педагоги дошкольного образования находимся в поиске наиболее действенных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детками дошкольного возраста. Моим итогом такого поиска стал «лэпбук».

Термин «лэпбук» в переводе с английского языка, значит «наколенная книга». Лэпбук - сравнительно новое средство обучения из Америки. Название более близкое нам «тематическая папка», оно говорит само за себя, папка в которую собирается материал по какой-то одной определенной теме. Однако это не рядовая папка, в которую складируется тот либо другой материал, а интерактивная папка, информация в которой представлена в виде раскрывающихся окошек, с разворачивающимися гармошкой сложенными листочками, с кармашками, конвертиками разных форм, наполненные карточками, дверками, книжками-малышками, которые малыш может доставать, перекладывать, складывать по-своему, игры, направленные на формирование познавательных интересов в зависимости от темы. Вернее будет определить лэпбук не как средство обучения, а как необыкновенную форму организации познавательного процесса, он представляет одну из разновидностей метода проектов, содействует организации материала сообразно изучаемой лексической теме в рамках комплексно-тематического планирования, может являться продуктом совместной деятельности педагога с детьми по тематической неделе, заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы наполнить эту папку, ребенок выполнит определенные задания, проведет наблюдения, обратится с вопросами и за помощью к взрослым, почерпает информацию из информационных источников, изучит представленный материал, так как ребёнок дошкольного возраста неутомимый исследователь, которому любопытно все, нескончаемые вопросы, ответ на которые он непременно хочет получить. Творение «лэпбука» способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса. Лэпбук несомненно поможет зафиксировать и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки детьми как самостоятельно, так и совместно с педагогом, в роли играющего напарника, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.  Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • добровольное включение дошкольников в деятельность (без принуждения);
  • заинтересованность воспитателя в деятельности наравне с детьми;
  • каждый ребенок работает в своем темпе;
  • свободное перемещение и общение детей во время деятельности;
  • самостоятельная активность деток.

     «Лэпбук» занимает достойное место в развивающей среде группы и отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен (в каждой тематической папке можно расположить довольно немало дидактического материала, как для детей, так и для самого воспитателя, что в дальнейшем очень удобно использовать в работе);
  • вариативен (имеет несколько вариантов применения каждой его части); обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, можно использовать одновременно с группой детей или для индивидуальной работы.

Наполняя лэпбук содержанием, мы без затруднения осуществляем задачи той или иной лексической темы по всем образовательным областям.

К примеру, лэпбук по лексической теме «транспорт» реализует направление социально-коммуникативного развития: это формирование общения и взаимодействия ребенка с сверстниками и взрослыми, создание положительных установок к различным видам труда и творчества, критерии поведения в разнообразных типах транспорта, формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Направление познавательного развития: иллюстрации транспорта в наше время и в старину; исторические факты; игры: на соотношение, на классификацию видов транспорта, «Придумай и собери любой транспорт из геометрических фигур», счет; загадки; пазлы собери картинку.

Образовательная область «Речевое развитие»: книжки, загадки, стихотворения; картинки, серия сюжетных картин для составления рассказа, обогащения словаря; игры: «Один-много», лото «Транспорт», «Найди такую же», «Магазин».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: в лэпбук входят раскраски, карточки «Нарисуй как на картинке», «Сделай аппликацию из геометрических фигур», «Собери узор». Реализуется самостоятельная творческая деятельность детей, развивается интерес к различным видам изобразительной и конструктивной деятельности.

Кармашки с фишками, пальчиковой гимнастикой, подвижная игра «Паровоз» реализуют направление физического развития детей. В совместной работе с детьми и родителями, мною созданы лэпбуки: «Олимпийские игры», «Истории и традиции Нового года», «Вода», «Транспорт», планом совместной с детьми работы по созданию лэпбуков, использовала введённые мною ранее в практику ментальные карты.
      В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй, появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Ориентируясь на новые подходы в работе с родителями, я активно привлекаю их в процесс обучения, развития и познания собственных детей, в том числе и посредством интерактивных папок. Лэпбук заинтересовал родителей, многие из них принимают активное участие в создании, подборке совместно с детьми материала по лексической теме, родителей привлекает доступность, возможность реализации творческого потенциала, не поддельный интерес детей, желание совместно с родителями воплотить собственный замысел, оформить красочно свою интерактивную папку. Так, семья Гергеевой Полины сделали красочную интерактивную папку «Мир динозавров», содержание которой было наполнено познавательным материалом: кто они, что ели, как, когда и где жили, почему вымерли, как люди про них узнали. Играми «Угадай, кто спрятан?», «Сколько?», «Расположи по весу?», загадками, рисунками ребенка.

  Данная форма работы способствует педагогам, создать условия для поддержки детской инициативы и творчества, решает ряд задач современного образования, дети не только получают знания по определенным темам, но и всесторонне смотрят на проблему, сами ставят задачи и решают их, подходя творчески к вопросу организации и подбору информации. В процессе такого творчества ребенок является не только творцом своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем личных историй, загадок, стихотворений. В будущем ребенок научится самостоятельно отбирать подходящую информацию и организовывать деятельность. В условиях модернизации образования, данное интерактивное пособие несомненно поможет педагогу воспитать личность, которая необходима новому современному социуму — личность, которая может неординарно мыслить, давать и осуществлять разные идеи, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Используемая литература:

А. Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова «Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования» Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 89-91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности

Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...

Технология лэпбук как средство позновательно – речевого развития детей раннего возраста

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более довер...

«Лэпбук, как современное средство обучения математического развития детей дошкольного возраста».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранска  Содержание.Пояснительная записка……………………&he...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...