кружок "В Горнице"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul.docx | 14.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 24.07 КБ |
raspisanie_raboty_kruzhka.docx | 13.17 КБ |
sentyabr.docx | 17.08 КБ |
oktyabr.docx | 14.24 КБ |
noyabr.docx | 15.09 КБ |
dekabr.docx | 15.34 КБ |
yanvar.docx | 14.23 КБ |
fevral.docx | 15.19 КБ |
mart.docx | 15.14 КБ |
aprel.docx | 14.32 КБ |
may.docx | 14.92 КБ |
literatura.docx | 13.57 КБ |
diagnosticheskaya_karta.docx | 16.01 КБ |
zhurnal_konsultatsiy.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
Заведующий МАДОУ №46
___________О.В. Трифонова
Приказ от «____»_________201__г №_
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей
по социально-педагогической направленности
для детей 3-5 лет
«В горнице»
Срок реализации программы 3 года
Составитель:
Белова Е.Ю.,
Рассмотрено и рекомендовано
К применению решением педсовета
МАДОУ №46
Протокол №1
От 30.08.2014 г.
Калининград
2018
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «В Горнице» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на
художественно-эстетическое воспитание детей.
В основу данной программы положена программа O.JI. Князевой, М.Д. Махачевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа «В Горнице» направлена на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно - прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно- прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их историй и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 3 до 5 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей к эстетическое воспитание детей.
Целью данной программы является:
ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Освоение историко-культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников; в Приобщение к эстетической культуре;в Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;в Обогащать словарный запас детей.
Направления:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
3.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми ио ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции:
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
- одиомоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения): практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение)..
Формы замятий: кружковые занятия
- Программа рассчитана на детей3-5 лет. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 15-20 минут (в зависимости от возраста детей).
Срок реализации: до 3- х лет.
Форма подведения итогов - диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
- Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальные консультации но русской народной культуре;
- Беседы.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам
Предварительный просмотр:
Расписание работы кружка:
Понедельник: 15.20 – 15.35
План работы кружка рассчитан на учебный год с сентября по май месяц по 1 занятию в неделю (4 занятий в месяц). Кружок посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет.
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Милости просим гости дорогие» | Первое посещение детьми «Горницы» Звучит русская народная песня «Горница» Знакомство с её хозяйкой |
«Репка» | Знакомство со сказкой «Репка». | |
2 В «Горнице» | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой (люлькой ) и колыбельными песнями. |
«Чудесный мешочек» | Д/И «Чудесный мешочек» Разучивание потешки « Пошёл Котик во лесок». | |
3 В «Горнице» | «В гости к Хозяюшке» | Знакомство с потешками про Кота. |
«Кот Васька» | Проведение игры «Кот Васька».Загадывание загадок о кошке | |
4 В «Горнице» | «Водичка, водичка, умой моё личико. | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки«Водичка, умой моё личико» |
сентябрь
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой |
«Колобок» | Знакомство с русской народной сказкой «Колобок». | |
2 В «Горнице» | «Фока воду кипятить и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Д/И « Напоим куклу чаем». |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. | |
3 В «Горнице» | «Курочка Ряба» | Знакомство с русской народной сказкой «Курочка Ряба». |
«Золотое яичко» | Знакомство детей с Курочкой Рябой. Лепка золотого яичка. | |
4 В «Горнице» | «Хозяйкины помощники». | Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, вёдрами. |
Экскурсия в природу . | Обратить внимание на изменение в природе. Признаки осени, стихи, поговорки о осени. |
Октябрь
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода-прялкой и веретеном. Знакомство с русской народной сказкой «Теремок». |
«Кот, Петух и Лиса» | Рассказывание русской народной сказки в обработке М.Боголюбова «Кот, Петух и Лиса». | |
2 В «Горнице» | «Волк и семеро козлят». | Рассказывание сказки, сопровождая показом спектакля. |
«Чудесный сундучок». | Д/И «Кто спрятался?» Отгадывание загадок о домашних животных. Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |
3 В «Горнице» | «Гуси – Лебеди» | Знакомство с предметом обихода-русской печкой. Знакомство с русской народной сказкой в обработке М.Булатовой «Гуси-Лебеди». |
Лепка баранок, печенье. | Закрепить приёмы лепки баранок из солёного теста. | |
4 В «Горнице» | «Сорока-белобока кашу варила». | Знакомство с предметом обихода-глиняным горшком. |
«Осенины» | Чаепитие с угощением детей дарами осени, пирогами, яблоками, изготовленные родителями. Исполнение детей хоровода. |
Ноябрь
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Здравствуй зимушка-зима». | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок». |
«Уж ты, зимушка – зима». | Д/И «Оденем куклу на прогулку». | |
2 В «Горнице» | «Сундучок Деда Мороза». | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. |
«Встреча со Снеговиком» | Объёмная аппликация Снеговика. | |
3 В «Горнице» | «Сею, сею посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Пришла Коляда накануне Рождества!». |
Роспись «Весёлая ярмарка». | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Выделять элементы узора дымковской росписи гуашью. | |
4 В «Горнице» | «Снегурочка и Лиса» | Рассказывание русской народной сказки в обработке В.Даля «Снегурочка и Лиса». |
«Здравствуй, ёлка» | Новогодний праздник вместе с родителями. Чаепитие с угощением. Исполнение детьми игр, песен, хороводов, чтение стихов, загадок. |
Декабрь
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Сундучок Деда мороза» | Беседа «Подарки Деда мороза». |
«Пришла коляда - отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством. | |
2 В «Горнице» | «Весёлые ложки» | Знакомство с предметами обихода деревянными ложками. |
Роспись ложек | Раскрашивание ложек (из бумаги) . | |
3 В «Горнице» | Русская балалайка | Знакомство с балалайкой. |
«Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателями избы – котом Васькой. Игра с котёнком, бантик на ниточке. | |
4 В «Горнице» | «Рукавичка» | Чтение украинской народной сказки «Рукавичка» |
«Волшебные спицы» | Беседа о шерстяных изделиях. |
Январь
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Петя - петушок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю Д/И «Похвалы Петушка». Знакомство с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок» . |
«Петушок-золотой гребешок» | Раскрашивание красками Петушка. Развиваем творческое воображение детей. | |
2 В «Горнице» | «Лисичка – со скалочкой» | Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка – со скалочкой». |
«Волшебная скалочка» | Закрепить представление детей о предметах обихода – скалкой, толокушкой, кувшином и т.д. | |
3 В «Горнице» | «Волшебные узоры» | Знакомство с рушником, с вышивкой полотенца, блузки. Хороводная игра – «Ленточка» |
«Половичку курочка веничком метёт» | Разучивание потешек : «Курочка - Пеструшка» «Курочка - Несушка» | |
4 В «Горнице» | «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей. Разучивание потешек: «Тётушка - не скупися , Масленым кусочком поделися» и др. |
«Как на Масленной неделе» | Чаепитие с блинами (приготовленные родителями) – проводы Масленицы. |
Февраль
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «При солнышке – тепло, при матушке – добро». | Беседа о маме с включением стихов. |
«Мамин день» | Чаепитие с мамами, бабушками. | |
2 В «Горнице» | «Русская матрёшка» | Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. |
«Матрёшкины потешки» | Прослушивание частушек. | |
3 В «Горнице» | «Весна, весна, поди сюда!» | Загадывание загадок о весне. |
«Лиса и Заяц» | Чтение русской народной сказки в обработке В.Даля «Лиса и Заяц». | |
4 В «Горнице» | Игра с колобком. | Прослушивание сюжета сказки «Колобок» |
Март
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Трень – брень, гусельки» | Знакомство с русскими народными инструментами. |
2 В «Горнице» | Русская свистулька. | Рассказ о глиняной свистульке. |
Роспись силуэтов дымковской игрушки | Выделить элементы узора дымковской росписи гуашью (метод примакивания) | |
3 В «Горнице» | Экскурсия в природу. | Обратить внимание на изменение в природе, о признаках весны. Стихи о весне. |
4 В «Горнице» | «Небылица-небывальщица» | Знакомство с небылицами.
|
Апрель
Предварительный просмотр:
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 В «Горнице» | «Времена года» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение песенок , стихов, загадок о временах года. |
«Роспись» салфетки. | Роспись аппликации «Салфетка под вазу». | |
2 В «Горнице» | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. |
«Сказочная Гжель» | Выделить элементы узора блюдца (на бумажной тарелочке) в технике «Гжель» | |
3
В «Горнице» | «Волшебная палочка». | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. |
«Лиса и Козёл» | Д/И «Угадай животное по описанию». Повторение потешек о животных. Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и Козёл». | |
4
В «Горнице» | Обобщающее занятие. | Систематизированное представление детей о русской избе , предметами быта. |
Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору воспитателя). Прощальное чаепитие. |
Май
Предварительный просмотр:
Литература
1)Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Издание третье. //Т.А.Бударина, О.Н.Карипанова, Л.С.Куприна, «Детство-пресс» 2004 г.
2)Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. // И.А.Лыкова, ИД «Цветной мир» 2012г.
3)Комплексное занятие во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для писателей и методистов ДОУ.//Составители Е.В.Анохина, Т.М.Бондаренко, Л.Н.Кузнецова и д.р. Издательство «Учитель» 2007г.
4)Сборник русских народных сказок. Источник информации - интернет.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта кружка «В ГОРНИЦЕ»
Группа развития №3 на 2016/2017 учебный год
Воспитатель: Белова Е.Ю.
№ | Фамилия, имя ребёнка | Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки | Знает, называет предметы обихода и быта русского народа | Итоговый показатель | |||||
Количество баллов | Уровень | ||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 |
|
|
| ||||||
2 |
|
|
| ||||||
3 |
|
|
| ||||||
4 |
|
|
| ||||||
5 |
|
|
| ||||||
6 |
|
|
| ||||||
7 |
|
|
| ||||||
8 |
|
|
| ||||||
9 |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень группы | НУ | СУ | ВУ | |||
Начало учебного года | % | % | % | |||
Конец учебного года | % | % | % |
2- 4 б – НУ
5-7б – СУ
8-10б – ВУ
Предварительный просмотр:
Журнал консультаций
дата | Ф.И.О. родителей | Тема и содержание | Рекомендации |
Чтение сказки «Репка» | Обыграть дома сказку. Повторить упражнение «Водичка», «Вежливое обращение» | ||
Знакомство со сказкой «Колобок» | Разучить потешку «Ладушки» | ||
Знакомство с празднованием Нового Года | Д\З «Одеть и раздеть куклу» | ||
Знакомство со сказками: «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка со скалочкой» | Дома: чтение сказок, разделение по ролям, разучивание потешек. | ||
Знакомство с русскими народными инструментами | Поделки из природного материала к Пасхе. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Светлая горница"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
"Как уютна наша горница."
Воспитание патриотических чувств через приобщение к отечественной народной культуре...
Мини-музей "Русская горница"
Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...