Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями
материал на тему

Тарасова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

    Каждый ребенок- это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Главное в работе воспитателя любовь и уважение к детям, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии.  

  Основными целями специального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, социализация ребенка с отставанием в развитии в общество.

  Я работаю с детьми двух четырех лет. Дети с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Организационная структура работы осложнена тем, что необходимо решать как задачи психолого- педагогической помощи детям с задержкой в развитии, так и традиционные задачи дошкольного воспитания и образования.

  В своей работе использую "Программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта" Е. А. Екжанова. Е. А.  Стребелева.и "Программу воспитания и обучения в детском саду".

  Задачами коррекционно-развивающей работы являются:

- укрепление физического здоровья детей

-ознакомление с окружающим

-познавательное развитие

-формирование элементов трудовой деятельности, включающее в себя

-воспитание культурно- гигиенических навыков

-хозяйственно бытовой труд и труд в природе

- формирование игровой деятельности

- создание предметно развивающей среды в группе

-работа с родителями

-взаимодействие со специалистами.

   Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой и познавательной.

   Для реализации задачи по сохранению и поддержанию здоровья детей,я работаю совместно с медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию  и используя различные средства комплексе:

-соблюдение режима дня

-закаливание -дорожка здоровья

-подвижные игры

-физкультминутки

-музыкотерапия : музыкальное оформление для игр и отдыха детей. В нашей группе есть дети с заболеванием ДЦП, с ними я провожу работу по рекомендациям инструктора по физическому воспитанию.

   Играя с ребёнком в игру "дельфин" выкладываю его на живот, побуждаю активно поднимать голову, опираться на руки. На некоторое время сажаю по турецки т.е.,с разведенными бедрами. Побуждаю самостоятельно ходить, они с удовольствием катают коляску или ходят за руку. Привлекаю детей к участию в подвижных играх. Бегать держа взрослого за руку в играх "Самолеты","Найди свой домик", "Птички и кот" и т. д. Сидя на стульчике ловить и бросать мячик, доползти до игрушки в игре "Кто быстрее" .Участвуют в играх "Передай мяч по кругу", "Положи мяч в корзину" и т.д. Дети, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственными участниками, веселятся и радуется. Такие доступные методы и приемы позволяют создать положительные предпосылки для коррекции двигательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

  Знакомя детей с окружающим миром стараюсь научить их видеть удивительное в обычном. Ребенок-это частичка природы, он очень хорошо чувствует ее и хорошо чувствует себя, когда ею окружен. Даже ходить далеко не надо, можно начать и в группе. А уж, если вышли на улицу, то здесь есть все и явления природы, и процессы и жизнь, есть все, только наблюдай.  Итак, начнем с группы, играя в садовников, проращиваем семена: сначало замачиваем водой сухие зерна и наблюдаем, как семя набухает, как у него появляется росток. Затем его сажаем, он показывает зеленые листочки. Заботимся и поливаем , если повезет, то наблюдает цветение и увядание.  А теперь выходим на улицу. Весна -самое наглядное пособие природы. Теперь дети- ученые исследователи. Наблюдаем как появляются первая травка, каждый день смотрим на сколько она подросла. Рассматриваем первые цветы, как раскрываются бутоны, ощущаем запах цветов. Смотрим, как набухают почки, как с каждым днем листочки на деревьях становится все больше.Наблюдаем, как высыхают лужи , как прилетают птицы, появляются первые жучки, муравьи, бабочки. Летом- наблюдаем за ростом растений. Зимой -снегопады , рассматриваем снежинки, проводим опыты со снегом.Учу детей заботиться о птицах: устанавливаем кормушки, делаем их вместе с детьми из молочных пакетов, следим, чтобы не заканчивался корм. Наблюдая природу дети приобщается к труду. Труд единственный  доступный вид деятельности детей, в котором они ощущают свою значимость для других. Я стараюсь вызвать у детей положительные эмоции к труду. Развивать желание помогать взрослым. Учу детей быть последовательными и аккуратными.

   Например: после посадки семян необходимо все убрать. Я поручаю кому -то убрать на место лейку, протереть стол, подмести рассыпавшуюся землю. Обучая детей игровым действиям с игрушкой или игрой непременно показываю как ее надо взять, поиграть и поставить или положить на место. Если не все получается, все вместе убираем игрушки.

    Мое предложение звучит так:" Дети, давайте убирать игрушки, а я вам помогу". "Илюша, неси мне кубики","Софья, помоги мне собрать пирамидку". Такие просьбы не оставляют детей равнодушными и они стремяться помочь. Весной сажаем с детьми цветы, ухаживаем за ними. Летом- пропалываем грядки, рыхлим землю, поливаем. Осенью- привлекаю детей к уборке листьев на участке, выкапыванию клубней цветов, сбору семян. Зимой -уборка снега, постройка горки. Привлекаю к посильной помощи и детей с заболеванием с ДЦП. Например ребёнок может подержать миску,в которую дети собирают семена цветов, полить из леички цветы на клумбе. Формирование элементов трудовой деятельности включает в себя воспитание культурно- гигиенических навыков. Моя задача научить детей самостоятельно есть и пить, пользоваться туалетом, в определенной  последовательности  одеваться и раздеваться, мыть руки и пользоваться полотенцем, использовать по назначению носовой платок.  Работа по формированию культурно- гигиенических навыков провожу как на занятиях, так и в повседневной жизни.

   В играх "Уложим мишку спать" закрепляю  название постельных принадлежностей, мебели." Угостим куклу чаем"- название посуды." Мыльные перчатки"- умение намыливать  руки и пользоваться полотенцем." Оденем куклу на прогулку"- закрепляем последовательность одевания и раздевания, понятие" одежда". " Кукла заболела"- умение пользоваться носовым платком. Обучая детей использую метод замедленного действия, называя его" поднимаю рукава... намыливаю  руки...", метод "рука в руке", при этом приговаривая:" Вот как Андрюша сам намыливает ручки... пьет из чашки... вытирает носик". В процессе повседневной работы я стремлюсь к тому, чтобы выполнение полученных умений и навыков стало для детей естественным, а со временем постоянно совершенствовалось.

  Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью,в свободной деятельности, использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, строительные, игры драматизации.

  Основным направлением в работе выбрала для себя "Формирование сюжетно- ролевой игры у детей с нарушениями развития".

  Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значения, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в жизни, когда вырастет. Поэтому воспитание будующей личности происходит в игре. Дети с задержкой в  развитии самостоятельно не овладевают навыками игровой деятельности. Без специального обучения игра не может занять ведущее место. Для того чтобы у ребенка возникло желание играть, он должен быть подготовлен.

  На начальных этапах обучения игре  у детей  формирует интерес и бережное отношение к игрушкам. Затем интерес к предметно- игровым действиям и сами игровые действия. Воспитывают умение играть рядом, не мешая друг другу.

  В своей работе я определила следующей задачи:

- учить детей воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетные игры.

-учить принимать на себя роль другого лица (мамы,. , продавца, доктора, шофера и т д).

- учить детей объединяться в группы .

   Процесс обучения игре зависит от определенных условий, среди которых важным я считаю, являются следующие:

- организация игрового уголка и оборудования в его соответствия; -регулярность и  повторяемость обучения игровым действиям;

-постепенное усложнение программных задач обучения и игровых действий.

   Постоянно контролируя понимают ли дети   логическую последовательность игровых действий, провожу работу в повседневной жизни, используя режимные моменты. Например, после того как дети вымыли руки и готовы приступить к еде, обращатю  внимание на то, что они сначала вымыли руки,  а потом садятся есть; подготавливая детей ко сну, обращаю внимание на то, что они сначала разделись, затем надели пижамы, а потом лягут в свои кроватки. Обучая детей укладыванию куклы спать, спрашиваю:" Что в начале надо сделать?"-" Надо ее раздеть"," А потом, что будем делать?"-" Потом надо надеть пижаму"," А потом, что будем делать?"-"- Укладывать куклу в кроватку".С целью развития логики действия, предлагаю детям такой игровое упражнение, которая требует осуществления подготовительных действий. Например:" Давай выкупаем дочку . Что для этого нужно сделать?" или "Давай угостим мишку чаем? Что для этого нужно?". С моей помощью ребенок планирует игровое действие, а потом переходит к его осуществлению. Эти приемы позволяют научить детей соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку. Учу, так же, детей использовать в игре опыт из повседневной жизни. Предлагаю такие игровые ситуации:" Твоя дочка заболела? Что нужно сделать?" "Ты накормила Таню,а посуда грязная. Что нужно сделать?" Такого рода игры помогают отобразить в игре событие участниками которых они являлись.

   Следующий этап обучения- овладение детьми ролями мамы, доктора, продавца и т. п. Для  того, чтобы научить детей играть беру на себя главную роль, при этом отмечаю что, например доктор- добрый, отзывчивый, помогает людям; мама -ласковая, заботливая, ухаживает за своим ребенком.

  Одна из сложных задач,стоящих передо мной-это объединить детей с различными нарушениями в группы.В этом мне помогают подвижные игры с элементами роли:" Гуси и волк"," У медведя во бору"," Кот и мыши"," Лиса и зайцы" и другие. Так же, в целях формирования ролевой игры использую игры со строителем, в которых дети выполняют определенную часть постройки или помогают друг другу. Они с удовольствием строят комнату и мебель для кукол, зоопарк, улицу, заборчик вокруг дома.Мною замечено,что в развитии ролевой игры не малое значение имеют дидактические игры, в которых обогащаются знания детей об окружающем.

   Так, например, в ходе изучения темы "игрушки", подготавливающей к игре "Магазин игрушек", использую следующие игры-" Назови игрушку" ," Найди игрушку, которая нарисована на картинке"," Чудесный мешочек"." Что делать с этой игрушкой?"." Что нужно продавцу для работы?".( выбор предметов из группы разных; подбор картинок, изображающих необходимые атрибуты.)

   Для обогащения знаний ребенка привлекаю к работе родителей. Прошу их, во время похода с ребенком в магазин, аптеку показать и рассказать как нужно делать покупки. С целью закрепления навыков ролевой игры провожу беседы о необходимости создания условий для игр дома. Такая совместная деятельность является очень эффективной.

  Сюжетно ролевая игра это то, что ребенок видит вокруг себя. Организация и проведение ролевых игр важны потому, что ребенок с задержкой в развитии не умеет самостоятельно переносить увиденное в окружающем мире в игру. У таких детей слабая "заражаемость" увиденным. Поэтому, моя задача заинтересовать ребенка, создать интерес к игре, к определенной роли, вызвать желание стать тем, кого он увидел. Для этого я использую необходимые атрибуты, игрушки, пособие которые помогают заинтересовать ребенка. В группе созданы игровые уголки "Больница","Дом","Магазин", в которых с помощью родителей полностью заменена мебель. В уголке "Доктора"- кушетка, стол, стул, ростомер. В уголке "Парикмахера" зеркало с полочками и раковиной. Для игры "Дом" куплен кухонный уголок, диван, 2 кресла, кроватки для кукол, коляски. Созданная в группе развивающая среда способствует формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, культуры речи.

   Так же учу детей в играх гасить агрессивность, воспитываю доброе отношение к окружающим, взрослым и сверстникам.   В результате работы дети стали активнее, появилось желание играть. Игра стала усложнятся. Вместо отдельных процессуальных действий стали появляться многосоставные игровые сюжеты и, что особенно меня радует начинает прослеживаться-пусть еще простая, но уже сюжетно-ролевая игра.

  Не маловажную роль уделяю индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Следуя рекомендациям специалистов центра: психолога, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, логопеда, тифлопедагога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, дефектолога закрепляю полученные детьми знания для автоматизации,с последующим использованием их в повседневной жизни, как в центре так и вне его. Провожу различные упражнения, игры на развитие памяти, мышления, речи, двигательных умений и навыков, разучиваем тексты песен для праздников, упражнения по сохранению зрения.  

  Без тесного взаимодействия с семьями воспитанников решить проблемы возникающие в ходе коррекционной работы практически невозможно. Отсюда -необходимость творческого союза родителей и нас воспитателей. Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую следующие формы организации: консультации по определенным тема , подгрупповые и индивидуальные беседы , общие родительские собрания, групповые родительские собрания, наглядно- информационные стенды, выставки детских работ.

   Все эти формы и методы работы помогают мне решить следующие задачи:

1.Установление доверительных отношений с семьями воспитанников.

2. Объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

 При проведения беседы соблюдаю сдержанность и тактичность.

Стараюсь выбрать удобное для беседы время, чтобы родители не спешили и обстоятельно поговорить о том, что их волнует. Начинаю беседу с положительной характеристики ребенка, рассказываю об успехах, даже не значительных, отмечаю какие навыки  ему нужно прививать. Если родители видят интерес к их ребенку, то они охотно рассказывают о нем и с доверием принимают наши советы. Вот, например я говорю родителям Максима:" Ваш сын ловкий, быстрый в игре, а вот цвета путает". Для закрепления цвета предлагаю следующее игры "Найди такой же","Собери башню желтого, зеленого, красного цвета". "Найди предмет зеленого,синего и т.д. цвета". Через несколько дней мама рассказывала, как Максим учит ее цветам: "Мама какого цвета кубик, правильно зеленого".

   Принимая участие в собраниях знакомлю родителей с содержанием работы с детьми в группе, обсуждаем проблемы жизнедеятельности группы, вопросы воспитания. При подготовке их, использую тематику:" Развиваем культурно -гигиенические навыки," Обучаем игре", "Детские капризы и упрямство, их причины". Предлагаем выступить более опытным родителям, тем у кого есть чему поучиться. И происходит интересный разговор, обогащающий присутствующих ценным опытом. К подобным собраниям подбираю необходимую литературу, организую выставки пособий, игрушек.   Работа с родителями ведется систематически коллективно и индивидуально. По мере необходимости привлекаю родителей к общественной жизни группы, оказанию помощи по благоустройству территории: озеленение участка, уборка снега, постройка горки,участие в праздниках. Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия с родителями в воспитании и обучении детей, в создании эмоционально благоприятного климата в группе.   В результате проводимой систематической, планомерной работы, создание условий, использование эффективных форм работы у детей формируются навыки в самообслуживании и культурно- гигиенические, умение выполнять трудовые поручения, навыки вежливого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, бережного отношения к вещам и игрушкам. Дети стали активнее в играх, усидчивее и внимательнее на занятиях, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. В дальнейшем планирую -сохранять благоприятный эмоциональный климат в группе- поддерживать партнерские отношения с  педагогами, детьми, родителями- продолжать коррекционно- развивающую работу по обучению детей игре- обновлять предметно- развивающеую среду в группе, заниматься самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями и система взаимодействия спецалистов и педагогов ДОУ....

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....