Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Районский семинар для педагогических работников ДОУ Комсомольского района Чувашской Республики
Современные подходы
Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»
Выполнила: воспитатель
Первой квалификационной категории
Садыкова Резиля Решитовна
Дата проведения: 01.03.2018 г.
с. Урмаево 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Великие педагоги о труде……………………………………………………….....4
Виды труда……………………………………………………………………….....6
Труд детей в природе…………………………………………………………........7
Работа с семьей…………………………………………………………………......8
Как приобщить ребенка к труду…………………………………………………..9
Список использованных источников………………………………………11
Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.
А.С. Макаренко - Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Великие педагоги о труде.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.
"Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.
Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
В.А Сухомлинский: "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства".
К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.
Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.
Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Работа с семьей
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имееттруд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка сих трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить значимость предстоящей работы, ее результата. << Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут >>. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна:<< Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть >>.
Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Подержи! >>, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и т.д. ) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного времени и без напоминаний.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
Список использованных источников:
1. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т. А. Маркова. – Москва : Просвещение, 1991. – 110 с.
2. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – Москва : Просвещение, 1980.160 с.
3. Ядэшенко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшенко., Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1978. – 210 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общем родительском собрании по теме: "Трудовое воспитание дошкольников".
Обсуждение с родителями темы:"Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"....
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Трудовое воспитание дошкольников»...
Консультация для педагогов на тему: "Трудовое воспитание дошкольников"
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника....
Статья на тему "Трудовое воспитание дошкольников"
Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении....
Доклад на педчасе "Трудовое воспитание дошкольников"
Доклад на педчасе "Трудовое воспитание дошкольников"...
Доклад на тему: «Трудовое воспитание в семье и в детском саду».
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а дол...