Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества родителей и ДОУ
материал на тему

Давлетьярова Галия Галиевна

Круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Круглый стол  я хочу начать с такой притчи:

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоит Сам Бог.

– Господи! Это действительно Ты? – воскликнула женщина с радостью.

– Да, это Я, – ответил Бог.

– А что у Тебя можно купить? – решила спросить женщина.

– У Меня ты можешь купить абсолютно все, – oтветил ей Бог.

– Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, добра, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился. Спустя некоторое время Он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

– Разве это все?! – удивилась женщина.

– Да, это все, – ответил Бог. – А разве ты не знала, что в Моем магазине продаются только семена?

         По моему мнению наша работа  и заключается в том, чтобы прорастить из семян, заложенных в маленьком человеке природой, ростки доброты, сострадания, сопереживания, справедливости, любви к ближнему и к Родине.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.    

Разминка

- Итак, мы начинаем. Тема нашего круглого стола духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и ДОУ», надо собрать из фрагментов пословицы. Собрав пословицы определите к какому воспитанию вы отнесете эту пословицу.(На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)

Педагоги зачитывают собранные пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится. (семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит. (нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай. (патриотическое воспитание).

Основная часть

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста, как в семье, так и в детском саду.

      Итак, рождается ребенок. Сейчас я дам вам в руки белый лист бумаги. Начнем формировать нравственного человека с чистого листа. Передавая лист из рук в руки, вам нужно будет назвать и записать нравственные качества, которые, по вашему мнению, должны быть сформированы в детях.

  • Как много качеств вы написали! Безусловно, они все важны.
  •  Давайте остановимся подробнее на некоторых из них.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

О чем это высказывание? (Доброта формируется постепенно: от добрых слов – к добрым сердцам.)

Но дети, как и взрослые, не всегда бывают добры. Сейчас мне нужен помощник. У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к … (выходит один из желающих родителей). Пожалуйста, вспомните и назовите не очень хорошие поступки, который вы когда-нибудь совершили, возможно, еще в детстве. (При этом участник постепенно опутывается нитями.)

Как вы думаете, а как … себя чувствует?

А как вы чувствуете себя?

А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у … появилась улыбка? (Сказать доброе слово, извиниться, сделать что-нибудь приятное.) (Участники говорят, педагог распутывает нити.)

Давайте же будем заботиться о своем саде и не будем позволять ему зарастать сорняками, будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! И наши дети обязательно будут брать с нас пример. Итак, мы вложили в нашего ребенка такое важное нравственное качество, как доброта.

      Перейдем к не менее важному качеству. Задача педагогов  и семьи в современном мире – воспитать и привить у ребенка уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, т.е. воспитать толерантную личность.

    Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Но всегда ли мы, родители, сами проявляем толерантность по отношению к своим детям? Всегда ли пытаемся понять их? Предлагаю вам пройти тест с позиции родителя а не педагога . «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» 

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один. Постарайтесь быть максимально честными при ответах на вопросы.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Посмотрите, каких букв у вас больше, и определите, к какому типу родителя вы относитесь:

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

       Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие, дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. Итак, мы вложили в ребенка еще одно нравственное качество – толерантность.

      Конечно, придется формировать у ребенка еще много-много подобных качеств – справедливость и честность, милосердие и скромность, достоинство и дружелюбие, щедрость, гуманность, великодушие. Но необходимо помнить, что для достижения цели эффект дает только совместное воздействие педагогов и родителей на ребенка. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно-нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни в обществе.

В заключение нашего круглого стола хочу закончить свое выступление тоже притчей .

Дед открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

     Другими словами, у нас у всех есть возможность выбора. Но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей,  а не их слова и нравоучения.

   

Родительское слово мимо не молвится.

Родной край – сердцу рай

Добрый человек добру и учит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...