картотека дидактических игр для детей 2лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бобровникова Татьяна Владимировна

Дидактическиеигры по сенсорному развитию дают возможность воспитателю проследить процесс сенсорного развития дете. Игра - это "поиск и открытие", игра - это радость, путь детей к мечте.игра развивает память,внимание, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_detey_2.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для детей 2-3лет.

                        Развитие речи

Игра «Лошадка»

Дидактическая задача. Активизировать речь         детей, совершенствовать понимание речи взрослого; учить         звукоподражанию.

Игровая задача. Поиграть с лошадкой, показать свои игрушки.

Игровое правило. Не ошибаться, называя игрушки; выполнять         поручения.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как         она скачет.

Воспитатель.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А.Барто

Лошадка поехала в гости. (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.)         Лошадка приехала к деткам в гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает         ребенку.) Приехала к Маше... Угостим лошадку? Чем будем кормить?         Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает  затем ребенок         подражает воспитателю — подставляет ладошки с воображаемым         зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке зерна... Лошадка очень         довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит? «И-го-го!»

Дети показывают, как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям         поочередно, кивает головой.

Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.

Воспитатель заранее расставляет на столе несколько         игрушек, затем предлагает детям показать лошадке свои игрушки.         Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то         лошадка недовольно бьет копытом.

Воспитатель. Устала лошадка, ей пора спать. Покачай лошадку,  Оля.         Покачай лошадку, Женя. Все, она спит.

Игра «Коровка, дай молочка»

Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную               выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.

Игровая задача. Попросить молочка.

Игровое правило. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку.

Ход игры

Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая         «пасется на лугу». Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка,         буренушка, дай молочка».

Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Молока         кому-у-у!» Ребенок «подставляет горшочек» (ладошки)         и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно выразительно и         ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у-у!» Тогда         ребенок просит молока еще раз.

Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям         обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к гусю за         перышком. Ребята, получив подарок от животного, показывают,  что         будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками; катать         яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе).

        Игра «Чудесный мешочек».

         Цель. 1 Активизация словаря. Закрепить в речи детей названия         игрушек: машина, заяц, кубик, мяч, матрёшка. 2. Обобщение.         Закрепить обобщающее значение «Игрушки»

         Оборудование. Игрушки в красивом мешочке. Методические указания.         1 уровень. Воспитатель предлагает ребёнку достать из мешочка         игрушку и назвать её. 2 уровень. Ребёнок на ощупь пытается         определить игрушку и назвать её. 3 уровень. Ребёнок угадывает загадку         об игрушке и достаёт её из мешка. Использовать стихи А. Барто         «Игрушки».

        

         Игра «Часы»

         Цель: Развивать речевое внимание детей.

         Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют         асы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-        трак…»!.

         - Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее         звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют         (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

         - Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень         тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины

 Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять.

Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика?

Зайчики очень рады, что вы им помогли».


«Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим? » .

Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек.

Предлагаем детям напоить мышек чаем и угостить их фруктами.

Дидактические игры для развития мелкой моторики


«Выгладим платочки для мамы»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Содержание : Перед каждым ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым.

Методы, приемы : объяснение, показ. Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.

«Разноцветные прищепки»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками  (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.

«Помоги Незнайке».

Цель: Учить детей застёгивать пуговицы, развивать мелкие движения рук, формировать положительное отношение к игре, развивая речь ребёнка.

Ход игры. Педагог показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет детям, как последовательно надевая петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется и благодарит детей.

«Идем с мамой в гости»
Цель: развитие у ребенка умения расплющивать шарик из пластилина; развитие мышечных ощущений ладошки, указательного пальца — при надавливании на кусочек пластилина; активизация работы пальцев; развитие воображения, образного мышления, активной речи . 
Оснащение: кукла Маня; ширма; картинка с изображением Чебурашки без ушей. 
Ход игры. Покажите из-за ширмы куклу Маню. Она плачет. 
Спросите у нее: «Почему ты, Маня, плачешь?» В ответ Маня рассказывает стихотворение: 
                           Мы с
 мамой сегодня в гости пойдем. 
                           И Чебурашку с собою возьмем, 
                           Но что-то случилось с игрушкой моей. 
                           Что же случилось? Как? Почему? 
                           Я вот, ребята, никак не пойму. 
Рассмотрите игрушку вместе с ребенком. Оказывается, у Чебурашки нет ушей. Маня сокрушается по этому поводу и читает стихотворение дальше:
                          Брат Николай с Чебурашкой играл, 
                          Ушки игрушке он оторвал, 
                          Ребята, скорее мне помогите, 
                          Ушки игрушке быстро слепите. 
Раскатайте два шарика из пластилина. Один шарик расплющите ладонью, остальные пальцы «прыгают» по получившейся лепешечке. Второе ухо ребенок сделает самостоятельно. 
После того как оба уха будут готовы, их нужно «примазать» к голове Чебурашки, нарисованного на картоне. 
Посмотрите на «отремонтированного» Чебурашку, порадуйтесь вместе с ребёнком. 

«Украсим наш мячик»
Цель:
 формирование движений указательного и большого пальцев (отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков); развитие воображения (украшение мячика кусочками пластилина); отрабатывание «пинцетного захвата» (соединения указательного и большого пальцев). 
Оснащение: кукла, старый резиновый мяч, пластилин, разноцветные блестки.                                                                                                                             Ход игры. Покажите ребенку нарядно одетую куклу со старым мячом и скажите, что кукле очень жалко старый мяч. Он стал некрасивый, а был новенький, красивый. Но все равно она его очень любит. 
Прочтите стихотворение: 
                        Кукла Маша, не грусти, 
                        Мы тебе поможем, 
                        Расцветим, раззолотим 
                        Мячик твой, как сможем. 
                        Будет он красивый, 
                        Яркий и счастливый. 
Положите перед ребенком разноцветный пластилин. Оторвите от каждого бруска по маленькому кусочку, разомните его, приклейте к мячу и вдавите в него блестку. Полюбуйтесь полученным результатом. 
Предложите ребенку продолжить работу самостоятельно. Когда работа будет закончена, похвалите ребенка, покажите «красивый мяч» другим детям. Вместе поиграйте с мячом (покатайте его по полу, побросайте друг другу и т. д.). 

                   « Какого цвета?»

Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный), развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Оборудование: Крышки от пластиковых бутылок красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов определённого цвета: красного (помидор), жёлтого (банан), синего (цветы) и зелёного (трава). Также на крышках ведёрок имеются отверстия диаметром 3 см.

Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем, какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактический игр для детей среднего возраста

В данной работе подобранны дидактические игры познавательного характера, математические и игры по развитию речи. Игры подобранны по тематике и месяцам. Ориентированны на детей среднего возраста....

Картотека дидактических игр для детей 5 - 6 лет

Особенно серьёзное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задач...

Картотека дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строитс...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"

Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС

Картотека дидактических игр  для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр для детей 4 – 5 лет по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Картотека дидактических игр для детей 4 – 5 летпо приобщению детейк истокам русской народной культуры...