«Игровая деятельность в дошкольном возрасте»
рабочая программа на тему
«Игровая деятельность в дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность в дошкольном возрасте»
Выполнила: Соловьева Марина Владимировна – воспитатель
МБДОУ Неклюдовский детский сад «Рукавичка»
План.
1. Специфические особенности различных видов игр дошкольников:
1.1 Понятие термина «Игра»;
1.2 Специфические особенности;
1.3 Основные виды игры.
2. Игра и развитие личности дошкольника
3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
Список литературы.
1. Специфические особенности различных видов игр дошкольника
1.1. Понятие термина «Игра»
Известно, что игра относится к числу специфически детских видов деятельности и является ведущей в дошкольном возрасте. По определению Д.Б. Эльконина, в ней происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности дошкольника, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности.
Единого общепринятого определения игры в науке не установлено. В существующих определениях исследователи выделяют ее специфические особенности.
Своеобразие игры состоит в том, что она занимает особое положение по отношению к другим видам активности дошкольника. С одной стороны, это деятельность ребенка, которая осваивается им во всем многообразии ее форм и видов, с другой, может быть формой организации жизни детей, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания.
Психологами Д.Б. Элькониным, К.К. Кпавцрвым отмечается, что игра - непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключен не в результатах, а в самом процессе и связанных с ним переживаний, т. е. игра -это непроизводительный вид деятельности.
Д.Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее характеристики, подчеркивает в ней в качестве главного то, что игра «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная собственно человеческая суть -ее задачи и нормы отношений между людьми.
Представляется, что эта «человеческая суть» и нормы отношений между людьми являются моментами, согласно позиции Д.Б. Эльконина, характеризующими игру как явление общественное.
1.2. Специфические особенности
Отмечая специфические особенности игры, Л, С. Выготский, А.В. Запорожец относят игру к разряду деятельностей, доставляющих удовольствие, выделяют в качестве важнейшей характеристики насыщенность игры яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно видам активности, возникающим по инициативе детей. Именно в этом заключается третья важнейшая особенность игровой деятельности. При этом подчеркивая широкий диапазон переживаний играющих, силу и подлинность чувств проживаемых дошкольником, Л. С. Выготский отмечал, что в игре ребенок «радуется как играющий и плачет как пациент».
Наконец, рая психологов: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова в качестве отличительных особенностей игры указывают на ее связь с развитием воображения.
Общеизвестно, что развитие творческих способностей происходит в игре. В психолого - педагогической литературе в качестве синонима игры используется понятие творческая игра. Основой игры, согласно точке зрения Л.С. Выготского является мнимая или воображаемая ситуация, воображаемый план преобладает над реальным (например, ребенок видит кубик, а представляет себе вместо него машину). Поэтому игровые действия осуществляются не по логике вовлеченных в игру предметов, а по логике того игрового смысла, который они получают в игре.
Если сгруппировать все отмеченные выше особенности, то игровая деятельность наиболее полно может быть определена через две специфические характеристики: непродуктивный характер деятельности, направленность ее на процесс и связанные с ним переживания, наличие мнимой, воображаемой ситуации. (3, с 9 - 11).
1.3. Основные виды игры
Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.
Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.
В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:
1. Игры возникают по инициативе ребенка.
Это самодеятельные сюжетные игры:
- Сюжетно - отобразительная;
- Сюжетно -ролевая;
- Режиссерская;
- Театрализованная.
2. Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:
- Дидактические;
- Сюжетно - дидактические;
- Подвижные;
- Досуговые.
3. Народные игры, которые могут возникать как по
инициативе взрослых, так и более старших детей.
В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.
Им выделяются игры, основанные на:
а) ловкости, т. е. физической компетенции;
б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;
в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.
Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности: ролевая и игра с правилами.
Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка.(2, с .58)
Изучение психологом Е.Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.
Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:
1) Направление развития, которое осуществляется в игре;
2) Форма организации и мера регламентации взрослым;
3) Характер требуемых игрой умений;
4) Предметы вокруг которых строится игра.
Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.
Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.
В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.
Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.
Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е.Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).
В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е.Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.
В сюжетно - ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно - ролевая игра - это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.
В ряде психолого - педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.
Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.
По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно - ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно - ролевых играх,
соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.
Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно - ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.
Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.
Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития
дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.
2. Игра и развитие личности дошкольника
В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г.Г. Кравцова, Л.А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника: воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр: наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, - подчеркивает Д.Б. Эльконин, - осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку». (4, с. 256 -257)
По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляются новые формы самоконтроля.
Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться ,чтобы быть понятым. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной, терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.
Все вышесказанное отчетливо подтверждает исключительные возможности игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольника. Раскрытие развивающего потенциала игровой деятельности возможно, на наш взгляд, лишь при условии понимания особенностей ее становления на протяжении раннего и дошкольного возраста. Поэтому представляется важным рассмотреть некоторые концептуальные модели, объясняющие закономерности развития игры, появления ее различных форм и видов.
3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
В отечественной психологии в исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов. В психолого - педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.
В концепции игры, построенной Д.Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:
1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.
2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.
3. игра с правилами (шесть - семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.
Такой подход позволяет Д.Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: « Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
Таким образом, в концепции, построенной Д.Б. Элькониным, игровая деятельность характеризуется как качественно однородная деятельность, а ведущей на протяжении всего дошкольного возраста считается сюжетно-ролевая игра. В единой линии развития игры каждый из предшествующих этапов порождает последующий.
В исследованиях С. Л. Новоселовой, изучавшей особенности изменения психологического содержания игры, установлено, что игра ребенка раннего и дошкольного возраста представляет собой ряд генетически связанных этапов: игра - манипулирование, отобразительная, сюжетно -ролевая. Поэтапно развивающаяся игровая деятельность обеспечивает становление соответствующего возрасту действия.
Значительный вклад в разработку проблем генезиса детской игры сделан исследователями, принадлежащими к научной школе Л.С. Выготского.
Е.Е. Кравцовой детально описана модель, объясняющая пути возникновения и развития игры. Она представлена в периодизации развития игры, за основу построения которой взят выделенный Л.С. Выготским критерий я - наличие мнимой воображаемой ситуации.
Рассмотрим общие выводы, полученные Е.Е. Кравцовой: (1,с. 56 -58)
1. Игровая деятельность является качественно неоднородной, а многообразной деятельностью. На протяжении дошкольного возраста она претерпевает прогрессивные изменения.
2. Сюжетно - ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем источниками ее являются два предшествующих вида игры: режиссерская, где предметное манипулирование и управление игрушками благоприятствует развитию у ребенка способностей к ролевому взаимодействию: умению смотреть на игровую ситуацию с различных позиций, и образная, где на основе выделения характерных признаков поведения различных объектов у ребенка складывается способность к идентификации с тем или иным образом. Без развития указанных способностей согласованные действия партнеров в сюжетно - ролевой игре невозможны.
3. Развитие сюжетно - ролевой игры идет от индивидуальной игры с куклой, к играм вдвоем со сверстником, к развернутой коллективной игре со множеством взаимосвязанных ролей и сюжетных линий. В развитой сюжетно - ролевой игре имеет место особая форма режиссерской игры, в которой дети занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.
4. К концу старшего дошкольного возраста появляются игры с правилами, особенностью которых являются наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и адекватно действовать, сообразуясь с ней, формируется в предшествующей сюжетно - ролевой игре.
5. Венчает все развитие игры режиссерская игра на новом уровне. Ее отличает качественное обогащение сюжета, возможность коллективного действия и сотрудничества, включения в нее элементов продуктивных видов деятельности.
Таким образом, согласно периодизации развития игры, построенной Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида игры:
- режиссерская;
- сюжетно — ролевая;
- игра с правилами.
Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, при чем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же вместе с играми по правилам заканчивается развитие данного вида деятельности.
Как показано в исследованиях, игровая деятельность может быть важнейшим средством полноценного развития личности ребенка лишь при условии знания и соблюдения педагогами внутренних закономерностей развития игры в условиях определенным образом организованного образовательного процесса.
Список литературы:
1. Кравцова Е.Е. «Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования психологической готовности к школьному обучению». - М.: 1991.
2. Лещинская - Гурова О.В. Игра образовательном пространстве дошкольного учреждения. -Н.Н.: 1999.
3. Лещинская - Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника. -Н.Н.: 2002.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ, КАК ФАКТОР ОБОГАЩЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья. обощение опыта работы...
Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В данной статье рассказывается, как с помощью игровой деятельности развивается и обогащается словарный запас ребенка....
Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В данной статье рассказывается о том, как в процессе игровой деятельности происходит развитие и обогащение словаря детей....
Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-69109-1641653976.jpg)
«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»
Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-834379-1476959390.jpg)
Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...