Формирование эколого-экономических представлений у детей дошкольного возраста.
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Линькова Наталья Васильевна

Статья выполнена в форме консультации для родителей педагогов, не равнодушных к окружаему нас миру природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение с природой начинается с детства. В период дошкольного возраста  у детей можно сформировать начала  осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Эколого - экономическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать, или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с позиции гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если его систематически на протяжении нескольких лет знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Эколого-экономическая направленность в воспитании детей дошкольного возраста это необходимость, продиктованная временем. Так много уже мы - человечество  потеряли объектов окружающей среды, надо сохранить то малое, что у нас еще  есть. С ранних лет жизни ребенку необходимо прививать любовь  и бережное отношение к окружающему миру природы, формировать представление о тонкой грани, за которой, как по злому волшебству может все исчезнуть. Развивать в ребенке чувство ответственности за то, что мог и не сделал, прошел мимо и не помог, смотрел и не заметил. Каждый раз где бы вы не находились вместе со своими детьми, на прогулке, в местах общего пользования, дома, в гостях находите минуты для того, чтобы описать яркими красочными словами то что вас окружает в данный момент. Помогите ребенку научиться быть внимательным, заботливым, бережливым.                                                                                                           Очень важным воспитательным инструментом будет совместное участие родителей и детей в тематических природоохранных акциях типа: «Зеленая иголочка», «Земля – наш общий дом» , организованных в рамках детского сада или города.                                           Важное место в формировании представлений об окружающем у детей  занимают темы «Лес», «Вода». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес – это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы) и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем. Дети должны понимать, как нужен для роста и развития  всего живого чистый воздух.  Леса, парки, скверы – это легкие нашей планеты. Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а в процессе фотосинтеза образуют кислород, необходимый для дыхания человека и мира животных.                                                                                                                  Откуда берется бумага, из чего ее делают? Как полезны деревья, растущие около дома, детского сада, в нашем городе, лесу. Как много времени требуется для того чтобы выросло полноценное дерево. Эти растения помогают нам, а мы можем помочь им.                                                                                                                                       Увидев яркие весенние цветы, объясните, что их можно трогать только взглядом. Маленькие ручки и ножки могут погубить растение, но могут и помочь, приумножить эту красоту.                                                                                                                                           Зимой, на подоконнике, можно организовать не большой огородик. Вместе с ребенком наблюдать процесс роста растения от семян до зрелого состояния, узнавать потребности растущего создания и удовлетворять их, понимать свою значимость для него. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению результата, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.                Земную атмосферу естественным путем засоряют пыльные бури, а также вулканические газы и пепел. Но куда более серьезно загрязняет воздух деятельность людей. Заводы, теплоэлектростанции и автомобили выбрасывают в воздух вредные газы, способствуя потеплению климата на Земле, вызывая кислотные дожди и уничтожая озоновый слой. Простых способов борьбы с загрязнениями воздуха не существует, но люди могут уменьшить его за счет экономии энергии, снижения содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и выбросах электростанций.                                           Познакомьте ребенка с водой и ее свойствами. С  помощью сказок, выдуманных и не придуманных историй, рисунков, фотографий, картин, прогулок, путешествий необходимо помочь ребенку понять какую важную и не заменимую роль играет вода в окружающем мире. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет определяющую роль. Вода – это сама жизнь! Вода — существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное. Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.                                                                                                  Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек. Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля это голубой шар с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.                                                                                                                                     Воду надо беречь – и это закон нашей жизни! Сколько радости и пользы приносит она людям и как мы обязаны все это сохранить.                                                                   Воспитание эколого-экономической  культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.  Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Вода, воздух, леса, недра земли, животный мир  – сокровища нашей планеты Земля. И поэтому с самого раннего возраста детей необходимо воспитывать в правильном русле, создавая все условия для понимания детьми необходимости бережно относиться к этим ресурсам.

Актуальность проблемы воспитания  эколого- экономической культуры у дошкольников  состоит в том, чтобы правильно прививать навыки  грамотного использования природных ресурсов, научить бережно и экономно относиться к окружающему миру.                                                                                                                          

Не проходите мимо, случайно выпавшей из кармана бумажки. Обязательно поднимите и придумайте для ребенка историю о красивой планете, которая по неосторожности превратилась в гору,  неприятно пахнущего мусора, а потом ее жители придумали, как не только вернуть чистоту и красоту, но и сохранить.    Земля - наш общий дом. Необходимо сделать так, что бы нам всем жилось комфортно на этом голубом шаре.                                                                              Надо постараться донести до детей важность каждого элемента в экосистеме нашей планеты. Научить дошкольников понимать простейшие причинно-следственные взаимосвязи. Если какое - то звено  выпадает из цепочки, то это может привести к разрушению чего - то целого. Наша задача, как взрослых людей, показать детям красоту окружающего мира,  его хрупкость, научить любить, ценить природу и беречь ее в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (детей 5-6 лет)

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы". В консультации описаны методы,формы закрепления знаний полученных на образователь...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...