Профилактика утомляемости детей на занятии
статья на тему
Профилактика утомления детей на занятии.
№п/п | Требования к занятию (по профилактике утомления детей на занятии)
|
1 | Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения. |
2 | Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка: - учёт особенностей врабатывания детей данного возраста; - обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности; - поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления. |
3 | Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия |
4 | Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей |
5 | Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.) |
6 | Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.) |
7 | Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.): - своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии); - рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности); - соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной)
|
8 | Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует у детей дополнительных адаптационных усилий) |
9 | Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.) |
10 | Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_utomlyaemosti_detey_na_zanyatii.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика утомления детей на занятии.
№п/п | Требования к занятию (по профилактике утомления детей на занятии) |
1 | Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения. |
2 | Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка: - учёт особенностей врабатывания детей данного возраста; - обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности; - поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления. |
3 | Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия |
4 | Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей |
5 | Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.) |
6 | Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.) |
7 | Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.): - своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии); - рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности); - соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной) |
8 | Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует у детей дополнительных адаптационных усилий) |
9 | Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.) |
10 | Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика утомляемости у детей
Алгоритм использования игровых и психотехнических методовв образовательном процессе ДОУ...
Профилактика утомляемости педагогов
Семинар-практикум для педагогов...
Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Профилактика утомления детей на занятиях
Профилактика утомления воспитанников ДОУ на занятиях...
Статья "Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста"
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деят...
Профилактика утомления детей на занятии
Профилактика утомления детей на занятииКарта аспектного анализа занятия При ее разработке учтены требования, встречающиеся в различных нормативных документах, публикациях, научно-практических из...
Профилактика утомления детей на занятии.
Памятка...