Профилактика утомляемости детей на занятии
статья на тему

Сидачева Анастасия Васильевна

Профилактика утомления детей на занятии.

 

№п/п

Требования к занятию

(по профилактике утомления детей на занятии)

 

1

Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.

2

Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка:

- учёт особенностей врабатывания детей данного возраста;

- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

- поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления.

3

Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

4

Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей 

5

Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

6

Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7

Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

- своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);

- рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности);

- соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной)

 

8

Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует  у детей дополнительных адаптационных усилий)

9

Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.)

10

Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_utomlyaemosti_detey_na_zanyatii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика утомления детей на занятии.

№п/п

Требования к занятию

(по профилактике утомления детей на занятии)

1

Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.

2

Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка:

- учёт особенностей врабатывания детей данного возраста;

- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

- поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления.

3

Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

4

Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей  

5

Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

6

Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7

Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

- своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);

- рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности);

- соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной)

8

Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует  у детей дополнительных адаптационных усилий)

9

Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.)

10

Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика утомляемости у детей

Алгоритм использования игровых и психотехнических методовв образовательном процессе ДОУ...

Профилактика утомляемости педагогов

Семинар-практикум для педагогов...

Профилактика утомления детей на занятиях

Профилактика утомления воспитанников ДОУ на занятиях...

Статья "Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста"

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деят...

Профилактика утомления детей на занятии

Профилактика утомления детей на занятииКарта аспектного анализа занятия  При ее разработке учтены требования, встречающиеся в различных нормативных документах, публикациях, научно-практических из...