Статья "Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста"
статья
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений. Работа в организованной организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных к школе групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем. От правильной организации деятельности, уровня её физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления. У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе). Причины утомления: - однообразие деятельности, - неправильно подобранный материал, - излишняя статичность детей, - излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности, - большое количество детей в группе (шум), - незнание педагогами приемов привлечения внимания детей, - неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха. Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких - либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными. Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником. Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности. Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет - отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая. Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание. Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются. Средства предупреждения утомления у детей Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе. Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПиНа. Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей. Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов: • минутка релаксации, • дыхательная гимнастика, • гимнастика для глаз, • физкультминутки, • рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.), • обеспечение эмоционального комфорта. Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/10/06/20160902_143445.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физминуток в снижение утомляемости у детей дошкольного возраста
Роль физминуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981887-1512394247.jpg)
Консультация для воспитателей "Признаки утомляемости ребенка. Запрещенные движения для детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. "Признаки утомляемости ребенка. Запрещенные движения для детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-1358252-1635265969.jpg)
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306509-1611074045.jpg)
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...