План работы с родителями
материал по теме
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami_vospitannikov.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с родителями
в группе старшего дошкольного возраста «Почемучки»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.
Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.
Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.
Планирование работы с родителями по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста № 4 «Почемучки», в которой я являюсь воспитателем, обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников моей группы. Группу посещают 29 детей: 16 девочек и 13 мальчиков. Уровень развития речи детей группы разный: с высоким уровнем развития речи – 3 ребенка, со средним уровнем развития (возрастная норма) – 18 детей, с низким – 7 детей. Дети с низким уровнем развития – это в основном те дети, которые имеют речевые нарушения: ОНР, ФНР, ФФНР.
Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены путем анкетирования (Приложение 1)
В соответствии с данными показателями и учитывая значимость речевого развития детей в подготовке детей к следующей ступени образования – обучению в школе, в работе с родителями по речевому развитию я выделила следующие направления:
- для родителей, чьи дети имеют нарушения речи – совместно с учителем-логопедом мы организовали клуб «Речевичок», задача которого в приобретении родителями практического навыка выполнения заданий и упражнений по устранению нарушений речи в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда; формы работы с родителями в рамках клуба: тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы.
- для всех заинтересованных в успешном речевом развитии своих детей родителей - педагогические гостиные с приглашением специалистов детского сада;
- для родителей, чьи дети имеют высокий уровень речевого развития, а также для всех заинтересованных – запланированы совместные мероприятия: Конкурсы чтецов, творческие конкурсы, интеллектуальные викторины.
Также традиционно в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.
Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, педагог дополнительного образования по ИЗО, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Для оценки результатов работы с родителями по данному направлению мною был самостоятельно разработан диагностический инструментарий: «Анкета на тему «Что я знаю о речевом развитии детей?», «Анкета «Оценка эффективности работы учителя-логопеда», анкета «Удовлетворенность родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей». (Приложение 1)
План работы
Цель работы с родителями: создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению.
Задачи:
1) повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности (круглые столы, советы логопеда, творческие вечера, родительский клуб «Речевичок» и т.д);
2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей в условиях семьи;
3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.
Месяц | Мероприятие | Цель | Участники |
Сентябрь | Родительское собрание № 1 «Мы стали на год старше. Успехи и затруднения, выявленные в ходе педагогического наблюдения». Приглашенные: 1)педагог-психолог – тема выступления «Особенности психического развития детей 5-6 лет» 2) учитель-логопед – тема выступления «Особенности развития речи детей 5-6 лет» | Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями». Совместное обозначение задач для совместного решения в учебном году, в том числе по речевому развитию. Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей на новый учебный год Повышение педагогической культуры родителей. | Родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель |
Анкетирование родителей «Что я знаю о речевом развитии детей?» | Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи | Воспитатели, учитель-логопед, администрация | |
Встреча №1 в родительском клубе «Речевичок» Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет» | Развитие коммуникативных навыков, чувства единства, сплочённости | Учитель-логопед, воспитатели | |
Педагогическая гостиная «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей. Технологии коррекции речевых нарушений» | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей | Учитель-логопед | |
Октябрь | Педагогическая гостиная на тему: «Игры по развитию речи своими руками». Проводит воспитатель и педагог дополнительного образования | Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия. | Родители, воспитатели, педагог дополнительного образования по ИЗО, музыкальный руководитель |
Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях». | Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях | Воспитатели группы | |
Ноябрь | Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч». Проводит учитель- логопед. | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях | Родители, воспитатели, учитель-логопед |
Декабрь | Встреча № 2 в родительском клубе «Речевичок». Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет» | повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр | Родители, воспитатели, учитель-логопед |
Информационный лист: «Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь» | Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми. | Воспитатели группы | |
Январь | Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве». | Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста | Родители, педагог дополнительного образования по ИЗО |
Февраль | Педагогическая гостиная на тему: «Лепбук-как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей». | Создать серию лэпбуков для повышения уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. | Родители, учитель-логопед, педагог дополнительного образования по ИЗО |
Конференция для родителей детей старших и подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу | Учителя начальных классов школы, администрация ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре | |
Памятка «Пять простых советов логопеда родителям» | Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка. | Воспитатели группы | |
Март | Педагогическая гостиная на тему: «Вот какие мы большие!» Проводит педагог-психолог | Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности | Родители, педагог-психолог |
Семейная гостиная «А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи). | Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте. | Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, администрация | |
Мастер-класс «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники». Проводят воспитатели группы | Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами в домашних условиях. | Родители, воспитатели группы | |
Апрель | Встреча № 3 в родительском клубе «Речевичок». Тема встречи: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет» | повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр | Родители, воспитатели, учитель-логопед |
Педагогическая гостиная на тему: «В школу - после старшей группы. Плюсы и минусы» | Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы. | Педагог-психолог, учитель начальных классов школы, воспитатели группы | |
Май | Итоговое родительское № 2 собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения» | Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста | Воспитатели группы |
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ». | Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ. | Воспитатели группы | |
В течение года | Наша семейная почта «Журнал отзывов и предложений» | Изучить опыт семейного воспитания с целью обратной связи в работе детского сада и семьи. | Воспитатели группы |
Ожидаемые результаты:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
- знать методы и приёмы развития речи детей;
- уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
- осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;
- проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
- Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами речевого развития детей.
Вывод: Совместная деятельность детского сада и родителей, осознание родителями важности своевременного уделения должного внимания вопросам подготовки детей к школьному обучению, правильное понимание родителями задач дошкольного детства - «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; полноценное проживание ребёнком периода дошкольного детства» - позволит детям успешно и с удовольствием перейти на следующую ступень образования – обучение в школе.
Список литературы:
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -272 с.
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
- Газман О.С.. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991
- Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
- Максаков А.И. Учите играя. / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983.
- Мухина В. «Возрастная психология». М, 1998.
- Островская Л.. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ
Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех дошкольных общеобразовательных учрежден...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...
План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша
Сейчас воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...