Конспект НОД «Откуда берется звук?» (Старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Фефелова Екатерина Сергеевна

·        Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков, развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 89»

Конспект НОД

«Откуда берется звук?»

(Старшая группа)

Подготовила и провела:

Музыкальный руководитель:

Фефелова Екатерина Сергеевна

г. Верещагино, 2018 г.

Организационная информация.

1. Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Методическая информация

1. Тема  образовательной деятельности: «Откуда берется звук?»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядные (демонстрация иллюстраций, показ музыкальных инструментов, предметов, извлекающих различные звуки)

Словесные (чтение стихов, рассказы)

Практические (пение, игра, упражнения, опыты, эксперименты)

3. Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

4. Возрастная группа: Старшая группа «Б»

Цель: 

  • Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков, развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Формировать  представления детей о понятии «звук».

2.Развивать познавательный интерес и расширять представление детей «откуда берется звук», в процессе экспериментирования.

4.Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.

5.Воспитывать интерес к звучащему миру.

Материал к занятию:

  • Ноутбук и карточки f и p
  • Пластмассовые бутылочки с водой
  • Стаканчики из бумаги с натянутой ниточкой между ними
  • Музыкальные инструменты: посуда: крышки от кастрюль, деревянные ложки, чайные чашки, чайные ложки, хрустальные фужеры.
  • Предметы из различного материала: дерево, пластмасса, метал, стекло.

Ход НОД

Под музыку дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:  Доброе утро! Давайте, поприветствуем друг друга, песенкой-игрой «Ты шагай»

Музыкальный руководитель:  Ребята, а вы знаете, откуда берутся звуки?

-Нет. А если скажут да, то можно сказать , ну давайте уточним ваши предположения?

Музыкальный руководитель:  Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков». Хотите,  очутиться в этой стране?

(Показ слайдов)

А там мы с помощью экспериментирования «с бутылочками с водой» узнаем  более правильный ответ, откуда берется звук? А с помощью стаканчиков и натянутой ниточки между ними мы узнаем ,что звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. И мы из них сможем смастерить телефоны. А с помощью необычных музыкальных инструментов, узнаем, обладают ли они, высотой, длительностью, тембром и динамикой.

Звучит песня «Вот мы идем по кругу» Все идут за музыкальным руководителем…

Музыкальный руководитель: 

Первая остановка «Узнавай-ка!»

Звук  живет в любом предмете, 
Сколько их – посмотри! 
Звук – шутник, играя с нами, 
Любит прятаться внутри.

Музыкальный руководитель: 

 Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.

Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

-Опыт «Телефоны из пластмассовых стаканчиков»

Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Звучит песня  «Вот мы идем по кругу» дети идут на следующую остановку «Музыкальная»

Музыкальный руководитель: 

Посмотрите сколько здесь предметов из разного материала, все они могут звучать? Давайте с вами выясним, есть ли здесь предметы, с помощью которых можно поиграть в оркестре? Какие музыкальные инструменты вы знаете, высоко звучать и низко, которые могут издавать короткий и долгий звук, у которых густой или мягкий тембр, на которых можно играть громко или тихо (высота,  длительность, тембр,  динамика). Обладают ли звуки других инструментов, такими же качествами, что и музыкальные? (высота, длительность, тембр, динамика.)

Музыкальный руководитель: Послушайте тембровую окраску звуков из разных материалов и попробуйте определить ее на слух?

Вывод: Шумовые звуки обладают тембровой окраской.( например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. )

Музыкальный руководитель:  Обладают ли шумовые звуки длительностью?

 Игра «Повтори ритм»

Вывод: Шумовые звуки могут быть длинными и короткими, т. е. обладать длительностью.

Музыкальный руководитель:

  Динамика, могут ли шумы обладать разной силой звука?

Игра на маракасах, музыкально – дидактическая игра  «Громко – тихо»

Музыкальный руководитель:  А как можно ослабить силу звука, если нам не нравятся шумы?

Дети: Играть потише

Вывод: Шумовые звуки бывают громкими и тихими.

Музыкальный руководитель: 

 И последнее свойство музыкальных звуков – высота. Обладают ли этим шумовые звуки? Можно на любом предмете сыграть мелодию?

Дети: нет

Музыкальный руководитель: 

Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут украсить любое музыкальное произведение. Ребята, как вы думаете, можно с помощью таких необычных шумовых инструментов украсить музыкальное произведение?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: 

Я предлагаю вам взять инструменты, на которых вы бы хотели поиграть в оркестре. Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть!

 Оркестр «Веселая кухня»-Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль «Веселая кухня»

Музыкальный руководитель: 

Давайте положим наши инструменты и я приглашаю вас присесть на стульчики.

Музыкальный руководитель: 

Весело у нас получилось, а еще я вам предлагаю помочь спеть весеннюю  песню и на припеве на слова «Динь-Дон» озвучить ее звоном хрустальных бокалов»

 Песня «Весенняя капель»

Пальчиковая гимнастика «Если дождь стучит по крыше, этот грохот сразу слышен, если шлепает по лужам- это слышно чуть похуже, а попавши в камыши он тихонечко шуршит.

Аккомпанемент на хрустальных фужерах.(На слова «Динь-дон»)

Музыкальный руководитель: 

Ребята, скажите, своей красивой тембровой окраской «звучанием бокалов» украсили нашу песню?

Музыкальный руководитель:  Ну, вот мы и завершили наше путешествие в  «Страну звуков». Давайте  все к экрану и давайте проверим, помогло ли нам экспериментирование, узнали мы откуда берется звук?

Музыкальный руководитель: 

Эксперимент с бутылочками- нам показал, что нужно привести любой предмет  в движение, чтоб получился звук, т.к. звук, это энергия ,если что движется, дрожит, значит звучит).Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал?

Дети: ответы детей

Музыкальный руководитель: 

Музыкальный руководитель: 

 Опыт со стаканчиками нам показал что, звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.(Звук может двигаться по ниточке, по предмету, по воде, по воздуху).3. Что такое звук?

Дети: Звук-это энергия, она образуется только тогда, когда что –то движется.

Музыкальный руководитель: 

 Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых? Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, как музыкальные, поэтому на них невозможно сыграть мелодию.

6. Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!»

Музыкальный руководитель:  Вот и подошло к концу наше путешествие.

Закончить его я хочу стихотворением:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Откуда пришёл хлеб» (старшая группа)

Дети должны знать о том, какой ценой достается хлеб хлеборобу и как к хлебу надо относиться. Проводя занятия по ознакомлению с окружающим должно быть много красочного наглядного материала, чтобы вызва...

Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?"  В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой.   Расширяем кугозор, развиваем р...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе №9 по познавательно - речевому развитию «Откуда посылка?»

Цель: закрепить  полученные знания у детей о целостной картине мира: родной стране, крае.Задачи:-закрепить полученные знания у детей о родной стране (столице Москве),  о природе родного края...

Конспект по окружающему миру для старшей группы "Откуда хлеб пришёл".

Конспект занятияТема: "Откуда хлеб пришел"  /старшая группа/Составила:Воспитатель: Лобжанидзе Р.Р.Цель: Уточнить и расширить знания детей о выращивании хлеба, об уборке урожая.Ознакомить , к...

Конспект развития образовательной деятельности в старшей группе «Ромашка» «Откуда пришел хлеб»

Конспект развития образовательной деятельности в старшей группе «Ромашка» «Откуда пришел хлеб»...

Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл» (старшая группа)

Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба....