Конспект НОД «Откуда берется звук?» (Старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
· Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков, развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
administratsiya_vereshchaginskogo_munitsipalnogo_rayona_permskogo_kraya.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 89»
Конспект НОД
«Откуда берется звук?»
(Старшая группа)
Подготовила и провела:
Музыкальный руководитель:
Фефелова Екатерина Сергеевна
г. Верещагино, 2018 г.
Организационная информация.
1. Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности: «Откуда берется звук?»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Наглядные (демонстрация иллюстраций, показ музыкальных инструментов, предметов, извлекающих различные звуки)
Словесные (чтение стихов, рассказы)
Практические (пение, игра, упражнения, опыты, эксперименты)
3. Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Старшая группа «Б»
Цель:
- Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков, развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Формировать представления детей о понятии «звук».
2.Развивать познавательный интерес и расширять представление детей «откуда берется звук», в процессе экспериментирования.
4.Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.
5.Воспитывать интерес к звучащему миру.
Материал к занятию:
- Ноутбук и карточки f и p
- Пластмассовые бутылочки с водой
- Стаканчики из бумаги с натянутой ниточкой между ними
- Музыкальные инструменты: посуда: крышки от кастрюль, деревянные ложки, чайные чашки, чайные ложки, хрустальные фужеры.
- Предметы из различного материала: дерево, пластмасса, метал, стекло.
Ход НОД
Под музыку дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Доброе утро! Давайте, поприветствуем друг друга, песенкой-игрой «Ты шагай»
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, откуда берутся звуки?
-Нет. А если скажут да, то можно сказать , ну давайте уточним ваши предположения?
Музыкальный руководитель: Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков». Хотите, очутиться в этой стране?
(Показ слайдов)
А там мы с помощью экспериментирования «с бутылочками с водой» узнаем более правильный ответ, откуда берется звук? А с помощью стаканчиков и натянутой ниточки между ними мы узнаем ,что звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. И мы из них сможем смастерить телефоны. А с помощью необычных музыкальных инструментов, узнаем, обладают ли они, высотой, длительностью, тембром и динамикой.
Звучит песня «Вот мы идем по кругу» Все идут за музыкальным руководителем…
Музыкальный руководитель:
Первая остановка «Узнавай-ка!»
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Музыкальный руководитель:
Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
-Опыт «Телефоны из пластмассовых стаканчиков»
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звучит песня «Вот мы идем по кругу» дети идут на следующую остановку «Музыкальная»
Музыкальный руководитель:
Посмотрите сколько здесь предметов из разного материала, все они могут звучать? Давайте с вами выясним, есть ли здесь предметы, с помощью которых можно поиграть в оркестре? Какие музыкальные инструменты вы знаете, высоко звучать и низко, которые могут издавать короткий и долгий звук, у которых густой или мягкий тембр, на которых можно играть громко или тихо (высота, длительность, тембр, динамика). Обладают ли звуки других инструментов, такими же качествами, что и музыкальные? (высота, длительность, тембр, динамика.)
Музыкальный руководитель: Послушайте тембровую окраску звуков из разных материалов и попробуйте определить ее на слух?
Вывод: Шумовые звуки обладают тембровой окраской.( например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. )
Музыкальный руководитель: Обладают ли шумовые звуки длительностью?
Игра «Повтори ритм»
Вывод: Шумовые звуки могут быть длинными и короткими, т. е. обладать длительностью.
Музыкальный руководитель:
Динамика, могут ли шумы обладать разной силой звука?
Игра на маракасах, музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо»
Музыкальный руководитель: А как можно ослабить силу звука, если нам не нравятся шумы?
Дети: Играть потише
Вывод: Шумовые звуки бывают громкими и тихими.
Музыкальный руководитель:
И последнее свойство музыкальных звуков – высота. Обладают ли этим шумовые звуки? Можно на любом предмете сыграть мелодию?
Дети: нет
Музыкальный руководитель:
Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут украсить любое музыкальное произведение. Ребята, как вы думаете, можно с помощью таких необычных шумовых инструментов украсить музыкальное произведение?
Дети: Да
Музыкальный руководитель:
Я предлагаю вам взять инструменты, на которых вы бы хотели поиграть в оркестре. Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть!
Оркестр «Веселая кухня»-Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль «Веселая кухня»
Музыкальный руководитель:
Давайте положим наши инструменты и я приглашаю вас присесть на стульчики.
Музыкальный руководитель:
Весело у нас получилось, а еще я вам предлагаю помочь спеть весеннюю песню и на припеве на слова «Динь-Дон» озвучить ее звоном хрустальных бокалов»
Песня «Весенняя капель»
Пальчиковая гимнастика «Если дождь стучит по крыше, этот грохот сразу слышен, если шлепает по лужам- это слышно чуть похуже, а попавши в камыши он тихонечко шуршит.
Аккомпанемент на хрустальных фужерах.(На слова «Динь-дон»)
Музыкальный руководитель:
Ребята, скажите, своей красивой тембровой окраской «звучанием бокалов» украсили нашу песню?
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и завершили наше путешествие в «Страну звуков». Давайте все к экрану и давайте проверим, помогло ли нам экспериментирование, узнали мы откуда берется звук?
Музыкальный руководитель:
Эксперимент с бутылочками- нам показал, что нужно привести любой предмет в движение, чтоб получился звук, т.к. звук, это энергия ,если что движется, дрожит, значит звучит).Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал?
Дети: ответы детей
Музыкальный руководитель:
Музыкальный руководитель:
Опыт со стаканчиками нам показал что, звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.(Звук может двигаться по ниточке, по предмету, по воде, по воздуху).3. Что такое звук?
Дети: Звук-это энергия, она образуется только тогда, когда что –то движется.
Музыкальный руководитель:
Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых? Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, как музыкальные, поэтому на них невозможно сыграть мелодию.
6. Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!»
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Закончить его я хочу стихотворением:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: (хором)
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Откуда пришёл хлеб» (старшая группа)
Дети должны знать о том, какой ценой достается хлеб хлеборобу и как к хлебу надо относиться. Проводя занятия по ознакомлению с окружающим должно быть много красочного наглядного материала, чтобы вызва...
Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?" В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой. Расширяем кугозор, развиваем р...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе №9 по познавательно - речевому развитию «Откуда посылка?»
Цель: закрепить полученные знания у детей о целостной картине мира: родной стране, крае.Задачи:-закрепить полученные знания у детей о родной стране (столице Москве), о природе родного края...
Конспект по окружающему миру для старшей группы "Откуда хлеб пришёл".
Конспект занятияТема: "Откуда хлеб пришел" /старшая группа/Составила:Воспитатель: Лобжанидзе Р.Р.Цель: Уточнить и расширить знания детей о выращивании хлеба, об уборке урожая.Ознакомить , к...
Конспект развития образовательной деятельности в старшей группе «Ромашка» «Откуда пришел хлеб»
Конспект развития образовательной деятельности в старшей группе «Ромашка» «Откуда пришел хлеб»...
Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл» (старшая группа)
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба....