Методические рекомендации по православному воспитанию «Игры и упражнения для детей на духовные темы»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Методические рекомендации
по православному воспитанию
«Игры и упражнения
для детей на
духовные темы»
ст.Медведовская
2018г.
И.Н.Янкевич
ст. Медведовская
2018г.
Рецензент:
Охрименко О.В., методист «ЦРО» управления образования муниципального образования Тимашевский район
Автор:
И.Н. Янкевич, воспитатель МБДОУ д/с №32
Методические рекомендации, по православному воспитанию «Игры и упражнения для детей на духовные темы», разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к организации педагогического процесса, основанного на характерных формах детской деятельности и учете региональных и климатических особенностей, включению разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, и в соответствие с психологическими и физиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.
Разработанные методические рекомендации эффективны в педагогической работе с детьми среднего дошкольного возраста, предусматривают совместную работу с родителями.
Материал может быть рекомендован к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности детьми среднего дошкольного возраста.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………………………6
Актуальность …………………….……………………………………………………………….7
Цель, задачи……………………………………………………………………………………….8
Игра 1 «Подбери цвет»……………………………….………………………………………….9
Игра 2 «Шарик с пожеланиями»……………………………………………………………….10
Игра 3 «Пять орешков»………………………………………………………………………..11
Игра 4 «Помоги дедушке и бабушке»………………………………………………………...12
Игра 5 «Пасхальный кулич»…………………………………………………………………...13
Игра 6 «Заветные буквы»………………………………………………………………………14
Игра 7 «Розовые очки»……………………………………………………………………... 15-16
Игра 8 «Волшебный стул»……………………………………………………………………...17
Игра 9 «Свеча»…………………………………………………………………………………...18
Игра 10 «Ангел-хранитель»………………………………………………………………….....19
Упражнение 11«Сотворение чуда»……………………………………………………………20 9Упражнение 12 «Подари камешек»………………………………………………………….21
Упражнение 13 «Щепки плывут по реке»……………………………………………………22
Упражнение 14 «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»…………………23
Упражнение 15 «Счастье»………………………………………………………………………24
Упражнение 16 «Ветер дует на…»……………………………………………………………..25
Упражнение 17 «Молекулы»……………………………………………………………………26
Упражнение 18 «Знакомство»…………………………………………………………………..27
Упражнение 19 «Комплемент»………………………………………………………………….28
Упражнение 20 «Остров дружбы»……………………………………………………………...29
Упражнение 21 «Я дарю тебе тепло»…………………………………………………………...30
Упражнение 22 «Люди странного города»………………………………………………….....31
Советы……………………………………………………………………………………………...32
Методические рекомендации по православному воспитанию
«Игры для детей на духовные темы».
Аннотация.
Методическая рекомендация ориентирована на изучении вопросов, связанных с
духовно-нравственным воспитанием дошкольника. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры и упражнениям. Большинство игр и упражнений является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Актуальность темы.
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни. В игровой деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, заданий выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением.
Цель:
создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать друг другу, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Задачи:
1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе
досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
1. «Подбери цвет»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).
Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.
Добро — зло
горе — радость
хорошо — плохо
трудолюбие – лень
жадность – щедрость
трусость – храбрость
любовь – ненависть
грубость – вежливость
мир – война
темнота – свет
дружба – вражда
грязь — чистота и т. д.
2. «Шарик с пожеланиями»
Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.
В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.
Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.
Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.
3. «Пять орешков».
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.
Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.
4. «Помоги дедушке и бабушке».
Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.
Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.
Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.
Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.
5. «Пасхальный кулич»
Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.
Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.
На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.
Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.
6. «Заветные буквы»
Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.
Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.
На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.
7. «Розовые очки»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.
Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.
Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!
А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.
8. «Волшебный стул»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.
На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.
Первый этап — игра проводится в микрогруппах.
Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.
9. «Свеча».
Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.
Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.
Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.
10. «Ангел-хранитель».
Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.
Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.
Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.
11. Упражнение «Сотворение чуда».
Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
12. Упражнение «Подари камешек».
Цель: Развитие эмпатии, развитие навыков невербального общения.
Ведущий. «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
13. Упражнение «Щепки плывут по реке».
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал: Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
14. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».
Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
15. Упражнение «Счастье».
Цели: Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: «Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете? Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...». Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Они могут даже сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...».
Анализ упражнения:
- Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
- Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?
- Когда ты испытываешь большое-большое счастье?
- Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?
16.Упражнение «Ветер дует на…»
Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:
- Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
- Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.
- Ветер дует на того, кто любит пельмени.
- Ветер дует на того, у кого есть сестра.
- Ветер дует на того, у кого есть брат.
- Ветер дует на того, кто любит танцевать.
- Ветер дует на того, у кого много друзей.
- Ветер дует на того, кто любит петь.
17. Упражнение «Молекулы»
Цель: сплочение группы.
Инструкция: психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:
- зачем нужна дружба?
- как сохранить дружбу?
- какие существуют правила дружбы?
18. Упражнение «Знакомство»
Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».
Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое
имя. Затем игрушка передается следующему участнику, так пока игрушка не вернется к ведущему.
19. Упражнение «Комплемент»
Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.
Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, хорошо учишься и т.д.) и просит сказать комплемент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.
20. Упражнение «Остров дружбы»
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».
21. Упражнение «Я дарю тебе тепло»
Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.
Инструкция: участники сидят на своих местах. Ведущий предлагает сложить ладони лицом к лицу и сильно - сильно потереть их друг о друга так, чтобы ладони начали «гореть» от тепла. Разогрев ладони нужно коснуться ими щек своего соседа и «поделиться с ним своим теплом».
22. Упражнение «Люди странного города»
Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.
Инструкция: психолог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!
Советы.
1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.
2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.
3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.
4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 81.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по православному воспитанию
«Игры и упражнения
для детей на
духовные темы»
ст.Медведовская
2018г.
И.Н.Янкевич
Методические рекомендации, по православному воспитанию «Игры и упражнения для детей на духовные темы», разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к организации педагогического процесса, основанного на характерных формах детской деятельности и учете региональных и климатических особенностей, включению разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, и в соответствие с психологическими и физиологическими особенностями развития детей дошкольного возраста.
Разработанные методические рекомендации эффективны в педагогической работе с детьми среднего дошкольного возраста, предусматривают совместную работу с родителями.
Материал может быть рекомендован к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности детьми среднего дошкольного возраста.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………………………6
Актуальность …………………….……………………………………………………………….7
Цель, задачи……………………………………………………………………………………….8
Игра 1 «Подбери цвет»……………………………….………………………………………….9
Игра 2 «Шарик с пожеланиями»……………………………………………………………….10
Игра 3 «Пять орешков»………………………………………………………………………..11
Игра 4 «Помоги дедушке и бабушке»………………………………………………………...12
Игра 5 «Пасхальный кулич»…………………………………………………………………...13
Игра 6 «Заветные буквы»………………………………………………………………………14
Игра 7 «Розовые очки»……………………………………………………………………... 15-16
Игра 8 «Волшебный стул»……………………………………………………………………...17
Игра 9 «Свеча»…………………………………………………………………………………...18
Игра 10 «Ангел-хранитель»………………………………………………………………….....19
Упражнение 11«Сотворение чуда»……………………………………………………………20 9Упражнение 12 «Подари камешек»………………………………………………………….21
Упражнение 13 «Щепки плывут по реке»……………………………………………………22
Упражнение 14 «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»…………………23
Упражнение 15 «Счастье»………………………………………………………………………24
Упражнение 16 «Ветер дует на…»……………………………………………………………..25
Упражнение 17 «Молекулы»……………………………………………………………………26
Упражнение 18 «Знакомство»…………………………………………………………………..27
Упражнение 19 «Комплемент»………………………………………………………………….28
Упражнение 20 «Остров дружбы»……………………………………………………………...29
Упражнение 21 «Я дарю тебе тепло»…………………………………………………………...30
Упражнение 22 «Люди странного города»………………………………………………….....31
Советы……………………………………………………………………………………………...32
Методические рекомендации по православному воспитанию
«Игры для детей на духовные темы».
Аннотация.
Методическая рекомендация ориентирована на изучении вопросов, связанных с
духовно-нравственным воспитанием дошкольника. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры и упражнениям. Большинство игр и упражнений является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Актуальность темы.
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни. В игровой деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, заданий выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением.
Цель:
создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать друг другу, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Задачи:
1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе
досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
1. «Подбери цвет»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).
Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.
Добро — зло
горе — радость
хорошо — плохо
трудолюбие – лень
жадность – щедрость
трусость – храбрость
любовь – ненависть
грубость – вежливость
мир – война
темнота – свет
дружба – вражда
грязь — чистота и т. д.
2. «Шарик с пожеланиями»
Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.
В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.
Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.
Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.
3. «Пять орешков».
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.
Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.
4. «Помоги дедушке и бабушке».
Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.
Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.
Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.
Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.
5. «Пасхальный кулич»
Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.
Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.
На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.
Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.
6. «Заветные буквы»
Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.
Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.
На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.
7. «Розовые очки»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.
Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.
Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!
А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.
8. «Волшебный стул»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.
На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.
Первый этап — игра проводится в микрогруппах.
Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.
9. «Свеча».
Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.
Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.
Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.
10. «Ангел-хранитель».
Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.
Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.
Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.
11. Упражнение «Сотворение чуда».
Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
12. Упражнение «Подари камешек».
Цель: Развитие эмпатии, развитие навыков невербального общения.
Ведущий. «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
13. Упражнение «Щепки плывут по реке».
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал: Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
14. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».
Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
15. Упражнение «Счастье».
Цели: Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: «Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете? Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...». Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Они могут даже сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...».
Анализ упражнения:
- Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
- Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?
- Когда ты испытываешь большое-большое счастье?
- Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?
16.Упражнение «Ветер дует на…»
Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:
- Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
- Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.
- Ветер дует на того, кто любит пельмени.
- Ветер дует на того, у кого есть сестра.
- Ветер дует на того, у кого есть брат.
- Ветер дует на того, кто любит танцевать.
- Ветер дует на того, у кого много друзей.
- Ветер дует на того, кто любит петь.
17. Упражнение «Молекулы»
Цель: сплочение группы.
Инструкция: психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:
- зачем нужна дружба?
- как сохранить дружбу?
- какие существуют правила дружбы?
18. Упражнение «Знакомство»
Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».
Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое
имя. Затем игрушка передается следующему участнику, так пока игрушка не вернется к ведущему.
19. Упражнение «Комплемент»
Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.
Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, хорошо учишься и т.д.) и просит сказать комплемент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.
20. Упражнение «Остров дружбы»
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».
21. Упражнение «Я дарю тебе тепло»
Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.
Инструкция: участники сидят на своих местах. Ведущий предлагает сложить ладони лицом к лицу и сильно - сильно потереть их друг о друга так, чтобы ладони начали «гореть» от тепла. Разогрев ладони нужно коснуться ими щек своего соседа и «поделиться с ним своим теплом».
22. Упражнение «Люди странного города»
Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.
Инструкция: психолог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!
Советы.
1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.
2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.
3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.
4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Как создать интерактивную игру для математического развития детей?»
Методические рекомендации «Как создать интерактивную игру для математического развития детей?»...
Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: "Рекомендации по развитию памяти.Игры и упражнения для развития памяти".
Рекомендации по развитию памяти у детей с ОВЗ...
Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".
В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...
Игры и упражнения для детей по теме "Космос".
Игры и упражнения для детей в подготовительной группе по теме "Космос" в домашних условиях....
Игры и упражнения для детей по теме "Транспорт".
Игры и упражнения с детьми в домашних условиях....
Методические рекомендации для родителей "Логоритмические игры и упражнения дома"
Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, физического воспитания....
Коррекционные игры и упражнения для детей на тему "Зима"
Игра с песком (фоном легкая музыка)Давайте поиграем, а я вместе с вами. Слушайте внимательно задание.Я загадываю загадку, а ответ вы рисуете на песке.Принесла зима мороз (рисуем снежные узоры)Снег, (с...