Картотека дидактических игр о природе
картотека (средняя группа) на тему

Природа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_o_prirode.docx73.05 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Картотека

дидактических игр

о природе        

                                   http://rudocs.exdat.com/data/400/399106/399106_html_m7d1d82c1.png

^

 «Деревья бывают разные»

Цель: уточнить знания детей о некоторых видах деревьев, понаблюдать за этими деревьями в пору обновления листвы, выяснить знают ли дети, какие леса образуют эти деревья (береза, клен, дуб, дубрава, роща) .

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель:- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен! »

Д/И на ознакомления с природой  «Приготовим вкусный сок », (яблочный, тыквенный и т.д.)

Цель: Познакомить с трудом овощеводов. Проследить этапы роста растений. Развивать внимание, логическое мышление.

«Узнай по вкусу»

Цель: Закрепить знания детей о ягодах. Дать представление о питательной ценности э ягод и их использовании.

Материал: на подносе в керамических вазочках (непрозрачных) ягоды (не варенье), чайные ложки по количеству детей.

Описание.

Дети с закрытыми глазами пробуют ягоды (по одному виду)

«В зимней столовой»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.

Развивать умение подражать их повадкам.

Материал: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

Описание.

Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. дети называть птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

«Ветвистые рога»

Цель: Закрепить знания детей об особенностях (форме) оленьих рогов.

Материал: фланелеграф, силуэты оленьих рогов, рога с разным количеством веток-отростков, обозначены цифрами.

Описание.

Дети считают количество отростков. Кто быстрее назовет самые ветвистые рога. Победивший подходит к фланелеграфу, проверяет, считают вместе.

«Где спряталась матрешка»00

Цель: Закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.

Описание.

Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были, хорошо видны и к ним можно было легко подойти, одному из детей завязывают глаза платком. воспитатель прячет матрешку под растением. ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

« Какая это птица»

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко, произносить звук «Р».

Материал: красочные изображения птиц.

Описание.

Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит, дети угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно.

«Угадай, чей хвост»

Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

Описание.

Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.

«Угадай, что в руке»

Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Описание.

Дети стоят , выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определи у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

«Кто во что одет»

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

Материал: большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.

Описание.

Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного, затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью

«Кто где живет»

Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал: большие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.

Описание.

Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных средств обитания животных (вода, воздух, земля), затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

 «Кто где живет?» (птицы)

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.

Игровой материал: картинки с изображением птиц, местами их обитания.

Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями:

«болото» – цапля, аист, журавль;

«водоем» – лебедь, дикая утка, чайка;

«лес» – кукушка, дятел, сова, клест, соловей;

«город» – воробей, голубь, ворона, сорока;

«птичий двор» – курица, гусь, утка, индюк.

«Кто как двигается»

Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)

Материал: большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

Описание.

Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

«Почтальон принес посылку»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Материал: фрукты, овощи коробка.

Описание. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

«Что изменилось.»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое   действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

 «Найти цветок по сходству»

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят 3—4 оди наковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-

ли прежде, сравнивая их расположение с порядком расте ний на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений  (без зрительного контроля).

«Угадай растение по описанию»00

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли чительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра стение

Ход игры. Воспитатель начинает подробно расска зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педа гог обращает внимание детей на форму листьев (круг лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цве тоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спра шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его

«Найди растение по названию»00

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.

Игровые действия. Поиски названного рас тения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

«Чего не стало!»00

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти  (без зрительного контроля).

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо зна комых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого расте ния не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.

«Опишите, я отгадаю»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос питатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.

«Найди, о чем расскажу»000

Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.

Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребен ка воспитатель просит выбрать и показать детям расте ние, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Игру можно повторить.

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

«Найди в букете такой же листок»

Дидактическая задач а.  Найти предмет  по  сходству.

Игровое действие. По иск похожего предмета.

Правило. Листок подни мать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование. Подо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра прово дится на прогулке.

Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле новым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.

«Такой листок, лети ко мне!»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу.

Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, рас пространенных в данной местности деревьев).

Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»

Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

«Найди листок»

Дидактическая задача. Найти часть по целому.

Игровые   действия. Поиски предмета.

Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

«Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск предмета по описанию.

Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.

Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»

«Найди свой дом»

Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.

Игровое действие. Поиск «домика» по опреде ленному признаку.

Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «пе реезжать в новый дом».

С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.

Кто быстрее найдет березу, ель, дуб

Дидактическая задача. «Найти дерево по названию»

Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).

Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!».

Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

«Подскажи словечко»

Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.

Описание.

Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.

В: Ворона каркает, а сорока?

Д.: Сорока стрекочет.

В: Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

и т. д.

«Знаешь ли ты…»

Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.

Материал: Фишки

Описание. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы. в четвертом – насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. птиц и т. д.

«Найди пару»

Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Игровое действие: поиски похожего предмета.

Искать пару только по сигналу.

Материал: листья трех – четырех деревьев в соответствии с количеством детей

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Задание: описать предметы и найти их по описанию.

Описание. Ребенок выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

«Расскажи бес слов»

(с элементами пантомимы)

 Цель: Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. развивать творческое воображение, наблюдательность.

Описание: дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание 1. Показать, что стало холодно.

(дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы)

              2. Показать, что идет холодный дождь.

              (дети открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся       под крыши.)

               3. Показать , что вновь светит солнышко.

              (дети прыгают, бегают, веселятся.)

               4. Показать, что дует сильный ветер.

             (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.)

            5. Усложнение, предложить одному ребенку показать каким    был прошедший день по погоде. Остальные должны отгадать.

«Опиши, а я отгадаю»

Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Игровое действие: загадывание воспитателю загадок.

Игровые правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

Материал: Овощи и фрукты раскладывают на столе. стул воспитателя ставят. чтобы растения ему не были видны.

Описание: восп. детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». затее он задает вопросы в определенной последовательности: 2какой по форме? Везде, как шарик? ямки есть? какого цвета? и. т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы. после того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Словарное упражнение

«Кто знает, пусть продолжает»

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению.

В. Насекомые – это…

Д. …муха, комар,..

В. Рыбы – это…

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово.

В. Муха, комар – это…

Д. …насекомые.

Д/у «Что изменилось»

В-т 1. На столе три- четыре карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?»

В-т 2. На столе выкладывают пять-шесть картинок и не убираются. а меняются местами. Вопрос тот же, что и в варианте 1.

Дидактическое упражнение

«Третий лишний»

На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка. Две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить кто лишний.

Игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

 

Словарная игра

«Повторяй друг за другом»

Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар…) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Можно играть с одним или несколькими детьми.

Словарное упражнение

«Когда это бывает»

Цель: Уточнить и углубить знания о времени года.

Ход упражнения.

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

 Игра «Что художник нарисовал неправильно»

Цель: Упражнять детей в правильном назывании цветов овощей и фруктов. учить называть ошибки, исправлять их.

Оборудование: альбом художника – на одном листе овощи и фрукты, раскрашенные неправильно, на другом листе – только контуры овощей и фруктов; вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть то, что нарисовал художник, и найти ошибки в его рисунке. Затем предлагает взять карандаши (картонные) и разложить на незакрашенные овощи и фрукты те карандаши, которыми нужно было раскрасить тот или иной овощ или фрукт.

«Зоологическое лото»

Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Описание. На карточках изображены дикие и домашние животные. Карточки разложены изображением вниз. Дети отсчитывают по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход.

«Вершки корешки»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.

Описание. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками» Воспитатель называет какой – нибудь овощ, а дети быстро отвечают. что в нем съедобно: вершки или корешки.

«Когда это бывает»

Цель: Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Описание. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой. На столе лежит стрелка. Вос – ль, раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании. Затем снова вращает стрелку, на кого она укажет, тот отгадывает, о каком времени года шла речь. после ответа первый играющий показывает картинку. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

«Загадайте, мы отгадаем»

Цель: Описать дерево и узнать его по описанию.

Описание. Воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое – нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать. Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.

«Найди пару»

Цель: Найти предмет по сходству.

Описание. Воспитатель раздает по одному листику и говорит: «Подул ветерок, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

 Д/и «Что где растет»

Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

 Игровые действия: дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Описание. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; меленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот. кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

 Птицы (звери, рыбы)

Цель: Закреплять детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Описание. Один из играющих берет в руки какой – нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит…

Одну и ту же птицу нельзя называть дважды. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

«Природа и человек»

Цель: Закреплять систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Описание. Воспитатель проводит беседу, Что окружающее нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что создано человеком?» - спр. воспитатель и передает играющему, какой – либо предмет. «Что создано природой?»

«Хозяева северных просторов»

Цель: Развитие воображения, творческих способностей; умение быстро составить изображение.

Описание. Командам предлагается два вида разрезных картинок, из которых нужно быстро составить изображение животного Севера, загадать загадку описательного характера.

-Лемминг – это маленький зверек, мех густой, пушистый. За ним круглый год охотится песец.

 -Лайка – надежный друг жителей Севера, помогает охотникам, может спать на снегу.

-Полярная сова – все видит, все слышит, летает бесшумно, когти острые, глаза, как желтые фонарики..

-Росомаха – ее называют лесным разбойником, медведи и волки уступают ей дорогу, может напасть на северного оленя и т. д.

«Загадайте, я отгадаю»

Цель: Описать предмет по вопросам взрослого.

Описание. Дети загадывают загадку воспитателю – описывают дерево, отвечая на его вопросы. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает. что за дерево они загадали.

 «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.

 «Брать — не брать»

ягоды

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

 «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

 «Кто скорее соберет?»

Овощи и фрукты

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Чудесный мешочек

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

Угадай на вкус

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами

          Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

Узнай и назови овощи

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

   «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

 «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

 «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

 «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

 «У кого кто» животные

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

 «Кто (что) летает?» животные

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

 «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая – должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

 «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

«Что это за птица?» птицы

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

 «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

 «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

 «Знаешь ли ты …»

животные

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

 «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок …» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

 «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, манд        

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

 «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

«Угадай дерево по листу»

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход.

5-6 играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.                                          1Содержание этой игры можно легко изменить:

 «Садовник и фруктовые деревья»,

 «Лесовик и лесные ягоды»,

 «Дрессировщик и его звери»

и т.д.

Подвижные игры.

«Пригони шар»

Играющие ставили по одному деревянному шарику у вбитой в снег палки в одном конце площадки. пригнавший шар меньшим количеством ударов считался победителем. Затем шар гнали обратно.

«В медведя»

Играющие на площадке обозначают два дома на расстоянии друг от друга. Дети ходят, друг к другу в гости от одного дома к другому. Медведь в это время должен ловить ребят. Он ловит их до тех пор, пока не поймает всех. Тогда выбирается новый медведь.

«Игра в веревочку»

Веревочку украшенную треугольниками из сукна, берут в руки и становятся в круг. Водящий стоит в центре круга. Все идут по кругу. Водящий в это время должен запятнать тех, кто держит веревочку. Играющие быстро убирают руки. Тот, кого запятнают, становиться на его место.

«Поймать оленя»

На площадке устанавливается несколько оленьих рогов, от 10 до 15, на одной линии. с условного места игроки начинают выбивать палкой оленьи рога. Кто больше выбил, тот, значит, больше и олений поймал. Эта игра развивает ловкость и меткость.

«Гонки на оленьих упряжках»

Играющие делятся на две команды. у каждой команды по одному хорею и обручу с колокольчиком (упряжка для оленя). Один ребенок изображает пастуха-оленевода другой изображает запряженного оленя. По сигналу упряжки бегут друг за другом, объезжают «сугробы» и передают эстафету следующей оленьей упряжке. Победителем считается та команда, которая раньше закончит гонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на природе

Экологическое воспитание должно учить детей, понимать, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопериживать, заботиться о живых организма...

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасностиРебёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, ...

Картотека дидактических игр о природе.

Картотека дидактических игр о природе. Старшая группа...