"Дидактические игры"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помидор-помидорчик, Банан - бананчик, лимон- лимончик, лук- лучок и тд.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Дети все на свете знают,
Что каким у нас бывает.
Яблоко какое? – красное
Перец какой? – жёлтый
Свекла какая? - красная
Дидактическая игра: « Где растёт?»
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и овощах.
Задачи: Развивать умения детей правильно называть разные фрукты и овощи, определять их место произрастания, правильно называть фруктовые деревья.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Капуста, яблоко, картофель, чеснок
Огурец, перец, баклажан, гранат
Дидактическая игра по ФЭМП «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Яблоко – яблоки – много яблок; тыква – тыквы– много тыквы и т.д.)
Дидактическая игра «Подбери фрукт или овощ соответствующей фигуре» по ФЭМП
Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Фрукты и овощи по своей форме похожи на некоторые геометрические фигуры. Мы, ребята, с вами рассмотрим, на какие фигуры похожи овощи и фрукты.
—Нам надо подобрать фрукт или овощ к соответствующей геометрической фигуре. Вспомним, как называются геометрические фигуры на картинке: круг, овал, треугольник, еще один овал, но он более вытянутый. А теперь, назовем фрукты и овощи, которые имеют ту или иную геометрическую форму.
Дидактическая игра по ФЭМП «Сосчитай фрукты »
Цель: умение считать до 4; находить нужное количество фруктов в соответствии с цифрой; развиваем мелкую моторику рук; нужную цифру закрепляем прищепкой
Дидактическая игра «Найди все овощи»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
На этой картинке все овощи перепутались, давайте найдём, где овощи, а где фрукты.
Дидактическая игра «Назови, что это»
Цель: учить узнавать овощ по внешнему виду; называть овощи во множественном числе; определять место их произрастания.
Дидактическая игра «Где апельсин , где банан…»
Цель: учить находить фрукты по названию; определять по форме.
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.
Дидактическая игра «Что лишнее в ряду»
Цель: развивать логическое мышление, внимание.
В эту игру можно играть не только с данными карточками, но и в повседневной жизни, используя игрушки или окружающие вас предметы. Логическая игра «Найди лишнее» поможет развивать у ребенка логическое мышление, внимание.
Дидактическая игра «Расскажи-ка»
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение распознавать овощи по цвету, форме, вкусу, место произрастания, по ощущениям и способ приготовления; быть вежливыми и внимательными друг к другу.
Игровые правила: Подбирать овощ или фрукт согласно заданию.
Игровые действия: Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (цвет, форма, вкус, какой на ощупь, что можно приготовить) и предлагает детям найти карточку с изображением овоща или фрукта и рассказать о нём. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Дидактическая игра «Расскажи-ка об овоще и фрукте»
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение распознавать овощи по цвету, форме, вкусу, место произрастания, по ощущениям и способ приготовления; быть вежливыми и внимательными друг к другу.
Ход игры: Подбирать овощ или фрукт согласно заданию.
Игровые действия: Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (цвет, форма, вкус, какой на ощупь, что можно приготовить) и предлагает детям найти карточку с изображением овоща или фрукта и рассказать о нём. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Дидактическая игра «Подбери фрукт или овощ к соответствующей фигуре» по ФЭМП
Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Фрукты и овощи по своей форме похожи на некоторые геометрические фигуры. Мы, ребята, с вами рассмотрим, на какие фигуры похожи овощи и фрукты.
—Нам надо подобрать фрукт или овощ к соответствующей геометрической фигуре. Вспомним, как называются геометрические фигуры на картинке: круг, овал, треугольник, еще один овал, но он более вытянутый. А теперь, назовем фрукты и овощи, которые имеют ту или иную геометрическую форму.
Дидактическая игра «Подбери цвет»
Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом фрукта или овоща.
Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением фруктов и овощей.
Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
Дидактическая игра: «Что лишнее? Варим компот»
Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов; развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное; развивать внимательность, умение обобщать, развивать связную речь.
Правила игры: Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления компота. На каждой карточке один лишний предмет, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку.
Ход игры: Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определять, что на этих карточках лишнее.
Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.
Дидактическая игра: «Что лишнее? Делаем салат»
Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов; развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное; развивать внимательность, умение обобщать, развивать связную речь.
Правила игры: Имеются игровые поля с изображением продуктов питания, необходимых для приготовления салата. На каждой карточке один лишний предмет, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку.
Ход игры: Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определять, что на этих карточках лишнее.
Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.
Дидактическая игра «Пазлы»
Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.
«Цвета и формы»
Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход игры: После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:
— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)
Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход игры: Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:»Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.
Дидактическая игра «Законсервируем овощи в банки»
Цель: Развивающие: Развивать чувство коллективизма; развивать моторику речи - двигательного аппарата, речевое дыхание.
Воспитательные: Воспитывать внимание и интерес к окружающим предметам, воспитывать доброжелательное отношение друг к друг.
Образовательные: Закреплять знания о месте произрастания, представления детей о заготовке овощей на зиму; дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;
Витаминка: ребята, а какие овощи и фрукты мы будем консервировать?
Ответы детей: овощи-помидоры и огурцы, фрукты - яблоки и груши. Витаминка: А какой помидор? (круглый, сочный, красный) А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий) А какое яблоко? (круглое, сладкое, красное) А какая груша? (большая, сладкая, зелёная) Витаминка при беседе показывает натуральные продукты.
Педагог: предлагаю всем ребяткам поделиться: мальчики и девочки будут консервировать овощи. Посмотрите на доску, вот эти баночки законсервировала маленькая девочка Маша из мультфильма «Маша и медведь», какие они аккуратненькие, а как много поместилось овощей и фруктов в баночки, вот медведь обрадуется и полакомится. Давайте и мы также аккуратно законсервируем овощи и фрукты, а Витаминка нам поможет.
Дидактическая игра «Зайцы…..»
Цель: закреплять знание основных 4-х цветов, развивать зрительное восприятие.
Ход: Воспитатель показывает детям, например, баночку с жёлтым цветом, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку овоща или фрукта такого же цвета.
Затем показывает баночку с зелёным цветом, дети называют цвет и также подбирают картинку овоща или фрукта такого цвета.
Дидактическая игра «Компот»
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть фрукты и овощи ;развивать умение образовывать относительные прилагательные, развивать диалогическую речь, обогащать словарь.
Ход игры: Сегодня мы будем варить компот, я буду называть ягоды и фрукты ,а вы мне скажите, какой компот из них получится. Педагог показывает картинки с ягодами и фруктами, называет, что нарисовано и задает вопрос: «Какой компот?» и задает детям вопросы: Если компот сварен из ягод, то какой компот? Если компот сварен из фруктов, то какой компот?»
малиновый
яблочный
вишневый
персиковый
грушевый
сливовый
Дидактическая игра по ФЭМП «Фигуры и формы»
Цель: познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развивать тактильное восприятие.
Ход игры: 1. Ведущий просит ребёнка закрыть глаза и вкладывает ему в руки одну из фигур. Задача игрока – определить на ощупь, что это за фигура.
2. Ведущий берёт любую фигуру и показывает её игрокам. Они должны по очереди называть предметы той же формы, что и заданная фигура. Например, на круг похожи тарелка, солнце, блин, апельсин, мяч, глобус и т.д. Игрок, назвавший последнее слово, берёт фигуру себе и становится новым ведущим.
3. Взрослый ведущий раздаёт игрокам по одной центральной карточке с геометрической фигурой, остальные карточки оставляет у себя. Затем он показывает любую карточку с предметом. Игроки должны определить, похож ли этот предмет на их геометрическую фигуру. Игрок, которому подходит карточка с предметом, забирает его у ведущего и прикладывает к своей центральной.
Дидактическая игра по ФЭМП «Больше и меньше»
Цель: знакомить со способом последовательного приложения предметов; закреплять понятия «больше», «меньше», «поровну».
Ход игры: взрослый раскладывает карточки на две неравные группы (разница не должна превышать 3 единицы) так, чтобы каждая группа содержала только одинаковые множества (например, в одной группе – капуста, а в другой - морковка). Предлагает сравнить их по количеству: «Какая группа больше?Какая меньше?» Если у ребёнка возникают затруднения, взрослый показывает ему метод последовательного приложения: раскладывает карточки из одной группы над карточками из другой – в этом случае наглядно и точно видно, чего больше, а чего меньше. После этого ребёнку предлагается самостоятельно уравнять количество овощей.
Дидактическая игра «Юный фермер»
Цель:учить распознавать основные виды овощей и сортировать их; наполнить прицепы трактора овощами.
Ход игры: разложите карточки с овощами на столе и назовите их вместе с ребёнком. Попросите ребёнка посчитать выбранный вами вид овоща. Задавайте ребёнку вопросы: «Сколько у тебя помидоров?, «Каких овощей всего три?» и т.д. Начинайте счёт с единицы. Когда вы изучите все овощи, необходимо распределить их по прицепам. Но не спешите, каждому овощу – свой прицеп. Цифра на прицепе соответствует количеству овощей, которое он может перевезти. Овощи крепятся на липучках, что делает игру более увлекательной.
Дидактическая игра по ФЭМП «Сколько овощей?»
Цель: познакомить ребёнка с цифрами, а также порядковому счёту от 1 до 5.
Ход игры: Когда ребёнок познакомится со счётом, усложняем задание. Берём цифры из набора от 1 до 5, по очереди выкладываем их перед ребёнком и просим его положить рядом столько овощей, сколько написано в кружочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...