"Создание условий для реализации задач сенсорного развития дошкольников"
материал (старшая группа) по теме
Реализация задач сенсорного развития невозможна без создания оптимальных условий. Предлагаю рассмотреть организованную в нашей группе ППС (функциональные зоны, пособия для развития разных видов анализаторов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_realizatsii_zadach_sensornogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 446.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Согласно ФГОС дошкольного образования (п. 2.6) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование…первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых ребёнок познаёт мир: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Информация, полученная с помощью органов чувств, передаётся в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдаёт» целостную картину.
Задачи сенсорного развития:
- помочь ребенку развить его сенсорные возможности: зрительные, слуховые, тактильные;
- формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
- формирование у детей систем сенсорных эталонов
- обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.
Реализация задач сенсорного развития невозможна без создания оптимальных условий. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Для этого в группе организована разнообразная предметно-пространственная среда, создан сенсорный мини-центр. Предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенная;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная.
Мини-центр сенсорного развития в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования. Назначение сенсорного центра в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсо-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсорный центр имеет несколько станций, разбитым по функциональным зонам:
- Станция «Солнышко» (развитие зрительного восприятия)
- Станция «Колокольчик» (развитие слухового восприятия)
- Станция «Узнавайка» (развитие осязательного восприятия)
- Станция «Ароматная» (развитие обонятельного восприятия)
- Станция «Вкусная» (развитие вкусового восприятия)
Развитие слухового восприятия
Станция «Колокольчик»
Функциональные зоны: уголок уединения, книжный уголок, уголок музыкальных инструментов
Размещены пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими разные шумы, дидактические игры, музыкальные книжки, игрушки, аудиозаписи.
Дидактическая игра «Найди маму»
Цель: развивать слуховое восприятие и внимание детей; учить правильно находить пару для предмета.
Ход игры: Педагог просит ребёнка выбрать маму-птичку и послушать как она звучит. Затем необходимо подобрать к маме-птичке одинакового по звучанию птенца.
Развитие зрительного восприятия
Станция «Солнышко»
Функциональные зоны: уголок изо, книжный уголок, уголок уединения
Размещены пособия для развития зрительного восприятия, восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения.
Дидактические игры: «Разноцветные шары», «Подбери лепесток», «Укрась ёлочку шарами», «Весёлые кружки», «Большой маленький», «Накорми мишку»
Дидактическая игра «Накорми мишку»
Цель: закреплять умение узнавать предмет среди других, используя обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма), развивать зрительное внимание, творческое воображение.
Ход игры: Ребёнок выбирает любую карточку с условным описанием овоща или фрукта по желанию. Необходимо с помощью условных обозначений (грядка-овощ, дерево-фрукт; форма; цвет; кастрюля-овощ, банка-фрукт) определить загаданный на карточке овощ или фрукт, подобрать к нему карточку с отгадкой.
Развитие осязательного восприятия
Станция «Узнавайка»
Функциональные зоны: уголок природы, ручного труда, конструирования, уединения, спортивный уголок
Пособия для развития тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; (тактильные коврики и мешочки, мозаики разного размера и формы, шнуровки, прищепки, паззлы. Пособия сделаны из материалов разной фактуры: кусочки меха, шёлка, бархатная бумага, пластмасса, резина, дерево и т.д.
Дидактические игры: «Волшебная фасоль», «Озорные катушки», «Осьминожки-застёжки», «Волшебные прищепки», «Одень куклу» и др.
Дидактическая игра «Мастерская по ремонту»
Цель: учить детей обследовать материалы, выделяя их цвет, форму и фактуру, находить нужный материал по словесному описанию педагога; обогащать тактильную чувствительность; развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Ребёнок по желанию выбирает карточку с изображённым предметом, который нужно отремонтировать и по словесному описанию педагога ищет материал определённой формы, цвета и фактуры. Например, ребёнок выбрал автомобиль. Чтобы отремонтировать колесо нужно найти круг чёрного цвета из резины.
Развитие обонятельного восприятия
Станция «Цветочная»
Функциональные зоны: уголок природы, уголок коллекционирования
Пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов; «Коллекция кулинарных запахов», «Коллекция природных запахов»; игры «Чем пахнут ремёсла», «Что за фрукт», «Ароматный ряд»
Дидактическая игра «Ароматный ряд»
Цель: развивать обонятельную чувствительность и умение дифференцировать запахи; упражнять в умении узнавать предмет по запаху, различать и называть предметы природного и рукотворного мира.
Ход игры: Педагог просит ребёнка понюхать и назвать то, что лежит в баночке. Если ребёнок правильно определил предмет по запаху, то он ищет картинку с изображением этого предмета и распределяет её к предметам растительного или рукотворного мира.
Развитие вкусового восприятия
Станция «Вкусная»
Включает в себя пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов. Игры «Сладкое-солёное», «Какой на вкус», «Овощ-фрукт», «Хлебные загадки», «Кто что ест»
Дидактическая игра «Кто что ест»
Цель: обогащать вкусовые ощущения детей, развивать память, обогащать словарь.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку на вкус определить и назвать еду, спрятанную в баночке. Затем ребёнок определяет животного, питающегося этой едой и отгадку проверяет на карточке, лежащей в кармашке.
Дидактическая игра «Волшебная посылка»
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей; закреплять умение определять предметы на основе осязательно-двигательного, обонятельного и вкусового обследования и называть их.
Ход игры: В игре участвуют трое детей. Педагог предлагает угадать овощ или фрукт, спрятанный в посылке. Один ребёнок пытается отгадать наощупь, второй-на вкус, третий-по запаху. Каждый ребёнок выбирает карточку с изображением отгаданного овоща или фрукта, не показывая её другим участникам игры. В конце игры дети сравнивают картинки, открывают посылку и проверяют результат.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития.
Необходимо развивать:
- способность подражания и воспроизведения,
- умение смотреть и слушать,
- умение сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать.
От сенсорного развития зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Консультация...
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....
Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов...
Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и соде...
Консультация для педагогов "Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в...
Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития дошкольников и их творческого потенциала через хореографию
Отчёт по работе с детьми МАДОУ №22 "Тополёк" в 2020-ом году...