Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей
опыты и эксперименты на тему
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждении, нужно всегда стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствует разработке собственной программы.
Поэтому мною была разработана «Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы», которую апробировала совместно с детьми 1 младшей группы.
Представленная методическая разработка поможет педагогам использовать предложенный материал для развития познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Первый этап эксперимента
Проведение диагностики на определение уровня познавательной активности у детей I младшей группы
Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)
___________________________________ Ф.И.ребёнка
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
2 | Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
3 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
4 | Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, алгоритмы, и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
5 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
Баллы:
а) часто - 5
б) иногда - 3
в) очень редко – 1
25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;
19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;
14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.
Второй этап эксперимента
Реализация программы в соответствии с планом
Третий этап эксперимента
Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов.
Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)
___________________________________ Ф.И.ребёнка
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
2 | Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
3 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
4 | Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
5 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
Баллы :
а) часто - 5
б) иногда - 3
в) очень редко – 1
25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;
19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;
14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
__________________________________________________________________
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (нужное подчеркнуть)
(Часто, редко, всегда, никогда.)
4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)? (нужное подчеркнуть)
(Часто, редко, всегда, никогда.)
Итоги диагностических срезов
Результаты эксперимента по апробации «Программы дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы»
Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.
Разработанная и апробированная на практике программа дополнительного образования по детскому экспериментированию доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждении, нужно всегда стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствует разработке собственной программы.
Поэтому мною была разработана «Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы», которую апробировала совместно с детьми 1 младшей группы.
Представленная методическая разработка поможет педагогам использовать предложенный материал для развития познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Первый этап эксперимента
Проведение диагностики на определение уровня познавательной активности у детей I младшей группы
Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)
___________________________________ Ф.И.ребёнка
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
2 | Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
3 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
4 | Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, алгоритмы, и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
5 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
Баллы:
а) часто - 5
б) иногда - 3
в) очень редко – 1
25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;
19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;
14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.
Второй этап эксперимента
Реализация программы в соответствии с планом
Третий этап эксперимента
Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов.
Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)
___________________________________ Ф.И.ребёнка
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
2 | Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
3 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
4 | Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
5 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко |
|
Баллы :
а) часто - 5
б) иногда - 3
в) очень редко – 1
25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;
19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;
14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
- В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
__________________________________________________________________
- Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (нужное подчеркнуть)
(Часто, редко, всегда, никогда.)
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
__________________________________________________________________
- Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?
(нужное подчеркнуть)
(Часто, редко, всегда, никогда.)
Итоги диагностических срезов
Результаты эксперимента по апробации «Программы дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы»
Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.
Разработанная и апробированная на практике программа дополнительного образования по детскому экспериментированию доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-820815-1474861618.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования
Уже в следующем году мои ребята пойдут в школу, сядут за школьные парты, возьмут в руки ручки и карандаши и окунуться в эту новую и уже немного взрослую жизнь…. А насколько готовы мои выпускники к дан...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-571267-1642870861.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования
Воспитателем в детском саду я работаю с 1986 года и каждый раз убеждаюсь, что самый главный показатель повышения заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками является работа с родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185961-1573294660.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОО воспитанниками на основе покозателей фнкционирования
От чего зависит посещаемость в ДОУ? Во-первых, от заинтересованности родителей в посещении детского сада. Во-вторых, от состояния здоровья детей. В-третьих, от атмосферы в коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-628902-1481471757.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1427367-1665768246.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1446780-1673290843.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-432483-1572554198.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОО воспитанниками на основе показателей
Показателем результативности педагогической работы, как с родителями так и с детьми считаю положительное отношение и тех и других к ДОУ, желание трудиться, быть активным участником всех ме...