Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Уже в следующем году мои ребята пойдут в школу, сядут за школьные парты, возьмут в руки ручки и карандаши и окунуться в эту новую и уже немного взрослую жизнь…. А насколько готовы мои выпускники к данному этапу жизни? Этим вопросом я задалась и решила непременно использовать учебный год для большой и плодотворной работы по подготовке к школе. По результатам наблюдений я сделала вывод, что наибольшее внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики и двигательной координации кистей рук для дальнейшего усовершенствования использования канцелярских товаров (карандаши, ручки, линейки) на практике и других видах деятельности.
При разработке программы я отдала предпочтение художественной деятельности. Ведь именно, творчество в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе руководства ею развивается двигательная координация кистей и пальцев рук, что дает решить проблемы подготовки руки к письму, которые в последнее время все чаще встречаются в первом классе. Дети не могут справляться с объёмом письменных заданий учителя так как:
- У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.
- Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
- Недостаточный уровень речевой активности.
- Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.
Именно поэтому, мною была разработана «Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики», которую апробировала совместно с детьми группы.
Исходя из проблем, данная методическая разработка дает возможность решить проблему по развитию мелкой моторики. Игровая форма способствует развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму. Не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:
- Эффективному развитию воображению и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
- Эмоционально-положительное отношение к самому процессу работы.
- Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.
Исходя из цели, я считаю, что поставленная перед нами проблема - развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники в художественной деятельности, в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.
Представленная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Первый этап эксперимента:
Проведение диагностики по подобранным методикам. Сбор и анализ полученных результатов.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.
В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Второй этап эксперимента:
Реализация программы в соответствии с планом.
Третий этап эксперимента:
Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов.
Результаты эксперимента по апробации «Программы дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников « Умелые пальчики»
![]() |
Я веду большую просветительную работу с родителями, по повышению заинтересованности посещения ОУ. Часто приглашаю родителей на образовательную деятельность и мероприятия, проводимые с детьми, чтобы они могли наглядно окунуться в атмосферу жизни детей в ОУ, в группе. Регулярно размещаю информацию обо всех новостях группы на сайте ДОУ, дважды писала статьи в местную газету и родительскую газету ДОУ. Мы с моими воспитанниками участвовали в акциях в микрорайоне сада (по ПДД, «Не рубите елочку»). Родители активно участвуют во всех мероприятиях группы (праздниках, походах, экскурсиях, конкурсах и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 804 КБ |
Предварительный просмотр:
Уже в следующем году мои ребята пойдут в школу, сядут за школьные парты, возьмут в руки ручки и карандаши и окунуться в эту новую и уже немного взрослую жизнь…. А насколько готовы мои выпускники к данному этапу жизни? Этим вопросом я задалась и решила непременно использовать учебный год для большой и плодотворной работы по подготовке к школе. По результатам наблюдений я сделала вывод, что наибольшее внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики и двигательной координации кистей рук для дальнейшего усовершенствования использования канцелярских товаров (карандаши, ручки, линейки) на практике и других видах деятельности.
При разработке программы я отдала предпочтение художественной деятельности. Ведь именно, творчество в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе руководства ею развивается двигательная координация кистей и пальцев рук, что дает решить проблемы подготовки руки к письму, которые в последнее время все чаще встречаются в первом классе. Дети не могут справляться с объёмом письменных заданий учителя так как:
- У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.
- Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
- Недостаточный уровень речевой активности.
- Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.
Именно поэтому, мною была разработана «Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики», которую апробировала совместно с детьми группы.
Исходя из проблем, данная методическая разработка дает возможность решить проблему по развитию мелкой моторики. Игровая форма способствует развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму. Не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:
- Эффективному развитию воображению и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
- Эмоционально-положительное отношение к самому процессу работы.
- Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.
Исходя из цели, я считаю, что поставленная перед нами проблема - развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники в художественной деятельности, в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.
Представленная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Первый этап эксперимента:
Проведение диагностики по подобранным методикам. Сбор и анализ полученных результатов.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.
В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Второй этап эксперимента:
Реализация программы в соответствии с планом.
Третий этап эксперимента:
Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов.
Результаты эксперимента по апробации «Программы дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников « Умелые пальчики»
Я веду большую просветительную работу с родителями, по повышению заинтересованности посещения ОУ. Часто приглашаю родителей на образовательную деятельность и мероприятия, проводимые с детьми, чтобы они могли наглядно окунуться в атмосферу жизни детей в ОУ, в группе. Регулярно размещаю информацию обо всех новостях группы на сайте ДОУ, дважды писала статьи в местную газету и родительскую газету ДОУ. Мы с моими воспитанниками участвовали в акциях в микрорайоне сада (по ПДД, «Не рубите елочку»). Родители активно участвуют во всех мероприятиях группы (праздниках, походах, экскурсиях, конкурсах и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008479-1517950989.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-571267-1642870861.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования
Воспитателем в детском саду я работаю с 1986 года и каждый раз убеждаюсь, что самый главный показатель повышения заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками является работа с родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185961-1573294660.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОО воспитанниками на основе покозателей фнкционирования
От чего зависит посещаемость в ДОУ? Во-первых, от заинтересованности родителей в посещении детского сада. Во-вторых, от состояния здоровья детей. В-третьих, от атмосферы в коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794648-1464695257.jpg)
Позитивные результаты по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования.
От чего зависит посещаемость в ДОУ? Во-первых, от заинтересованности родителей в посещении детского сада. Во-вторых, от состояния здоровья детей. В-третьих, от атмосферы в коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-628902-1481471757.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1427367-1665768246.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-432483-1572554198.jpg)
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОО воспитанниками на основе показателей
Показателем результативности педагогической работы, как с родителями так и с детьми считаю положительное отношение и тех и других к ДОУ, желание трудиться, быть активным участником всех ме...