Адаптация детей мигрантов в детском саду
консультация (младшая группа) по теме
О помощи детям мигрантов со стороны родителей и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_migrantov_v_detskom_sadu.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Адаптация детей мигрантов в детском саду»
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. В субъективном аспекте мигранты сталкиваются с двумя видами рисков – социокультурной и социально-психологической адаптации. Процесс адаптации мигранта связан с привыканием к новым социально-экономическим условиям, которые могут существенно отличаться от привычных. Сначала возникают сложности в акклиматизации, требуется привыкание к бытовой сфере, налаживание межличностных отношений, усвоение культурных и национальных особенностей региона и многое др.
Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. Психологическая адаптация при вхождении в иную культурную среду является совокупностью психологических последствий, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общую способность достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания. Однако дети мигрантов должны пройти через особую разновидность адаптации как приспособления к чему-то новому – через межкультурную адаптацию. Это «сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса».
Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.
Способ адаптации зависит от индивидуальных особенностей, способностей, воспитания и возможностей человека. Невозможность адаптироваться, незнание норм поведения приводит к тому, что ребенок не может утвердить себя как значимого члена этого детского коллектива. Контакт ребенка-мигранта с одноклассниками может быть затруднен из-за невозможности общения на русском языке, не знания правил поведения, что порождает конфликты, неприязненное отношение и т.д. Дети-мигранты часто сталкиваются с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, проявления «мигрантофобии», трудности освоения школьной программы, сниженная самооценка.
Детский сад и семья – важнейшие институты первичной социализации ребенка-дошкольника. И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.
Тольятти - это крупный, экономический, политический, научный центр, в который активно приезжают семьи мигрантов. Социально-экономическая жизнь семьи теснейшим образом связана с эмоциональным, поведенческим, личностным развитием ребенка. Поэтому в связи с переменой места жительства появляются и проблемы адаптации ребенка к новому дошкольному учреждению, которое он начинает посещать. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет своим родным языком, он привык к определенному образу жизни в сферах семейных и межэтнических отношений, которые соответствуют традиционным ценностным ориентациям этноса.
Воспитатели нашего детского сада стремятся к открытому и доверительному общению с детьми и их родителями.
Педагоги пытаются помочь ребенку войти в детское сообщество, познакомить с российскими традициями, дают родителям рекомендации по воспитанию и развитию ребенка.
В связи с этим проводился ряд мероприятий: знакомство с Российской геральдикой, участие в акциях «Я верю в тебя, солдат», участие во всесоюзном конкурсе по пропаганде олимпийского и параолимпийского движения, участие в международном конкурсе «Человек от края и до края», традициями русской культуры (Пасха, масленица).
Рост педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей определил последовательность прохождения этапов взаимодействия.
Первый этап – создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап – взаимное ознакомление педагогов и родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения под! хода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Третий этап – реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка из семьи мигрантов для преодоления прежде всего языковых трудностей в освоении нового социального опыта, а также ценностных ориентаций и культурных традиций, для вхождения в группу сверстников и гармонизации отношений, преодоления межличностного и межгруппового отчуждения. Данный этап рассматривался нами как основной, ориентированный на достижение социальной адаптации детей из семей мигрантов к детскому саду.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех специалистов дошкольного учреждения. Психологическая составляющая сопровождения обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей; помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и пр. Педагогическая составляющая предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы интеграции ребенка в детское сообщество, использование активных средств обучения для освоения русской речи как средства общения, взаимодействие детского сада с семьей ребенка для помощи в освоении нового социального опыта, возможности самореализации.
Г.о. Тольятти
МБУ д/с № 147 «Сосенка»
Воспитатели высшей квалификационной категории:
Куклева Г. Г.
Синельникова И. Н.
Измайлова М. Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей мигрантов в детском саду
Об адаптации детей мигрантов. О помощи родителей и воспитателей таким детям....
Адаптация детей мигрантов в детском саду
Об адакптации детей мигрантов в саду. О помощи им со стороны воспитателей и родителей....
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Родители детей-мигрантов не всегда способны зарание объяснить, что люди в мире говорят на разных языках. По этому дети-мигрантов проходят труднее адаптацию....
"Адаптация детей мигрантов в детском саду"
"Адаптация детей мигрантов в детском саду" В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграци...
Адаптация детей-мигрантов в детском саду
Успешность адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – образовател...
Адаптация детей мигрантов в детском саду
В последнее время в связи с происходящими по всему миру изменениями, усиливается миграция населения. Людей больше не удерживает установившийся уклад жизни, социальные и родственные связи, условия прож...
План работы в группеМедвежата СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ детей мигрантов в детском саду.
В России в настоящее время резкое увеличение мигрантов. В связи с этим нельзя не отметить ряд проблем, возникающих у детей мигрантов. Так же возникают проблемы и у образовательных организаций . Трудно...