Методическая разработка "Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ"
методическая разработка на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г.Ярцева Смоленской области
Методическая разработка
«Организация предметно-развивающей среды
в группе ДОУ»
Автор:
Артемьева Людмила Викторовна
воспитатель МБДОУ детский сад №1
2016 год
Методическая разработка: «Организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ»
Методическая разработка рекомендована воспитателя ДОУ, родителям воспитанников.
Место хранения: методический кабинет ДОУ.
Для детей во время пребывания в дошкольном учреждении важно не только, чем с ними там занимаются и чему обучают, но и что их окружает. Поэтому организации и оформлению помещений отводится важная роль. Это не просто интерьер, это — развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.
Предметно-развивающая среда –это организованное жизненное пространство Способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника. Удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка. Становление его способностей посредством включения в активную познавательно- творческую деятельность
Говоря об организации развивающей среды, необходимо представлять, в чём конкретно заключаются её цели и функции.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, для реализации материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая среда заключает в себе также информационную, стимулирующую и развивающую функции:
- информационная (все предметы, с которыми взаимодействует ребёнок, должны доносить до него какие-то сведения об окружающем мире и давать ему возможность накапливать собственный социальный опыт);
- стимулирующая (При организации среды необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, чтобы дать им стимул к познанию и исследованию. Лучше действовать немного на опережение, чем тормозить развитие. Так, ребёнок из подготовительной группы может поиграть и с пирамидкой, но по возрасту ему надо дать интересную головоломку);
- развивающая (необходимо сочетание различных привычных предметов, используемых в разных нестандартных вариантах, и новых пособий, чтобы обеспечивалось поступательное и непрерывное развитие по принципу от простого к сложному).
Примером развивающей и стимулирующей функции могут служить представленные в фотогалерее на nsportal: https://nsportal.ru/artemeva-lyudmila развивающие игровые зоны группы.
Оснащение предметно развивающей среды в группе выстраиваю в соответствии с требованиям ФГОС ДО, требованиями безопасности и санитарными нормами. Организую предметно-развивающую среду в группе, учитывая возраст воспитанников, их психологические особенности, полоролевую специфику. Созданная предметно-развивающая среда в группе способствует всестороннему развитию детей, создает комфортное настроение, обеспечивает самостоятельную и совместную деятельность дошкольников, дает возможность как для общения друг с другом, так и для уединения.
Выделены разнообразные уголки и пространства для всех видов детской деятельности: игровой, речевой, театрализованной, музыкальной, физкультурной, продуктивной, природоведческой, исследовательской, конструктивной. Они оснащены необходимыми игрушками, атрибутами, маркерами игрового пространства и способствуют духовному, физическому и интеллектуальному развитию ребенка. Предметно-развивающая среда комфортна для пребывания детей, воспитания самостоятельной, активной, творческой личности.
В каждой игровой зоне могут заниматься дети, начиная с младшего возраста. А затем постепенно задания усложняются. Ребенок имеет возможность упражняться, наблюдать, конструировать, рисовать, исследовать, рассматривать иллюстрации. Основные элементы предметно-развивающей среды учитывают возраст и особенности детей группы. В организации пространства группы активно реализован принцип гибкого зонирования, предусматривающий комплексирование и в то же время динамичность развивающей среды, поэтому жизненное пространство в группе включает в себя:
- учебное пространство, оснащенное необходимым дидактическим материалом;
- игровое пространство, обустроенное с учетом гендерного подхода, возможности варьирования предметно-развивающей среды и ее обогащения, с ориентацией на зону ближайшего развития детей (оформлены игровые пространства «Семья», «Поликлиника», «Салон красоты», «Почта», «Магазин», «Строители», «Водители»;
- пространство для творчества где в распоряжении детей восковые мелки, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, бумага разной фактуры, материалы для лепки, природный и бросовый материал, репродукции произведений живописи, материалы с образцами народных художественных промыслов (альбомы, открытки, трафареты, раскраски с разными видами росписи);
- уголок познавательно-исследовательской деятельности, где дети учатся размышлять, рассуждать и доказывать. Здесь размещен материал для экспериментирования (сосуды разной конфигурации и объема, пипетки, мензурки, мерные ложки, резиновые груши, пробки, увеличительные стекла, магниты, песочные часы, камешки разного цвета и формы, мерки, формочки, ситечки, трубочки для коктейля, глина, песок, соль, сахар, птичьи перышки, шишки, скорлупа орехов, листья, ветки, семена фруктов и овощей, различный бросовый материал - кусочки войлока, кожи, меха, поролона; деревянные, металлические и пластмассовые предметы);
- патриотический уголок, где собран материал который способствует формированию чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким, стремление заботиться о них; расширяет представления о России, как о родной стране, о Москве как о столице России; вызывает чувство гордости за свою страну, воспитывает гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, способствует утраченных связей между поколениями;
- музыкальный уголок, пространство для музыкальной деятельности представлено набором детских музыкальных инструментов (бубны, дудки, трещотки, маракасы, бубенцы, металлофоны), звучащими игрушками, игрушками-шумелками (с разными наполнителями), играми, направленными на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портретами известных композиторов, альбомом «Музыкальные инструменты»;
- дидактические и настольно - печатные игры: «Транспорт», «Дорожные знаки», «Умный светофор», «Внимание – дорога!», «Помни правила дорожного движения», «Собери и узнай знак». Пособия для рассматривания: «Спецтранспорт», «Ситуации на дороге», «Дорожные знаки», «Выбери безопасный путь домой», плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отображающие дорожные ситуации.
Предметно-развивающая среда в группе создана с учетом психологических особенностей детей. Комфортность и безопасность обстановки обеспечивается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Созданы все условия для учебной, игровой, двигательной, художественно-театрализованной, речевой и познавательной деятельности. Интерьер группы соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям, что подтверждается ежегодными призовыми местами в смотре-конкурсе детского сада «Организация предметно-развивающей среды в группах». Минимализм, аккуратность и в то же время яркость и значимость, уют и красота – вот главные принципы моей работы.
А сколько ещё нереализованных идей! Но самое главное, что бы в этой развивающей среде дети были СЧАСТЛИВЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Консультация для родителей...
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Предметно-развивающая образовательная среда в группе "Ымыычаан"
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится д...
Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"
Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...