Детско-родительский проект «Славна богатырями земля русская» в рамках программы «Социокультурные истоки».
проект (старшая группа) на тему
Проект «Славна богатырями земля русская» предполагает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; пробуждает интерес к физическому самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_slavna_bogatyryami_zemlya_russkaya_polezhaeva_yu.a.docx | 145.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 «СНЕГОВИЧОК»
Проект
«Славна богатырями земля русская»
Автор проекта: Полежаева Ю.А.
г.Нижневартовск 2017
Аннотация проекта.
Я – человек. Я живу на этой Земле. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я хочу научиться заботиться о них. Я читаю легенды, сказки, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом. Слушаю музыку и учусь мастерить, рисовать. Патриотическое воспитание имеет большое значение и актуально в наши дни. У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у русского народа. В истории России, как и любой другой, есть, чем дорожить, гордиться и о чем сожалеть. Главное, есть что любить. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину.
Проект нового ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 19 «Общие требования к содержанию образования», часть 2 говорит, что «содержание образования должно обеспечивать:
- формирование воспитанника соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;
- духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей, ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества»…
Содержание книг для развития детей 3 -7 лет по программе «Социокультурные истоки» носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знания на новый мировоззренческий уровень. Важно, чтобы с дошкольного возраста ребенок активно осваивал духовно - нравственный опыт предшествующих поколений.
Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:
- познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;
- формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;
- активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);
- побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой;
- воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;
- способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;
- воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;
- формировать социальную толерантность.
Таким образом, интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции.
Логика освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:
- в младшей группе (3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
- в средней группе (4 – 5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- в старшей группе (5 – 6 лет) обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека;
Исследовательский подход в обучении оказывается наиболее эффективным в условиях, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается безграничный поток информации, открывается множество возможностей, и мы рискуем запутаться в противоречиях окружающего мира. Сегодня на первый план выступает не количество усваиваемой информации, а методологическая хватка- обретение навыков исследования информации, свободного оперирования ею, самостоятельной оценки. Традиционное образование тренирует в детях сравнительно – ограниченный набор навыков общения и рассуждения.
Проект «Славна богатырями земля русская» предполагает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; пробуждает интерес к физическому самосовершенствованию. Проект рассматривает былины в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве. Отрабатываются навыки работы в микро группе, в парах, в ресурсном круге.
Паспорт проекта.
Тема проекта | «Славна богатырями земля русская» |
Тип проекта | информационно-практико-ориентированный |
Срок проекта: | краткосрочный. |
Участники проекта: | воспитатели группы, дети, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
Цель проекта | Формирование у дошкольников уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории. |
Задачи проекта | 1.Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. 2. Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей, любовь к Отчизне. 3. Способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей. Интереса и уважения к славной жизни наших предков 4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина. 5.Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 6.Дать детям элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества |
Сроки реализации проекта | 1 месяц |
Руководитель проекта | Руководитель Полежаева Ю.А. |
Ожидаемые результаты проекта | Дети имеют представление о былинах, как жанре народного творчества Знают названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина Умеют находить причинно-следственные связи, развивать мышление, речь. Владеют современными информационно коммуникационными технологиями |
Этапы реализации проекта
I этап. Целеполагание
Цель этапа:
Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирование представлений дошкольников о силе и славе богатырской Руси, Способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей.
Деятельность педагога
В группе оформлена предметно-пространственная среда в соответствии с темой проекта:
- создан центр «Богатыри земли Русской»,
в нем размещены иллюстрации русских богатырей, атрибуты (доспехи, кольчуга, шлем, лук и стрелы и т.д.)
- Создан альбом «Богатыри земли Русской»: оформлены страницы иллюстрациями с кратким описанием .
Деятельность обучающихся
-Обсуждение с родителями темы проекта, цели, задач, средств, необходимых для реализации проекта.
- Определение сроков и предполагаемый результат проекта.
II этап. Актуализация опорных знаний и умений
Цель этапа:
Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство гордости за свою Родину и ее защитников, нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта. Создать условия для проявления фантазии и творчества детей.
Деятельность педагога
- Просмотр мультфильмов о русских богатырях «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович».
- Образовательная область
Речь и речевое общение (интегрированное занятие) «Богатыри земли русской».
3. Образовательная область
Физическое развитие. «Богатырская сила» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/08/stsenariy-dosuga-po-fizicheskomu-i-muzykalnomu
4. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
«Русские богатыри» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/08/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-russkie
5. Ознакомление с художественной литературой и художественными произведениями:
ознакомление с былинами «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович», страница Альбома «
Деятельность обучающихся
1.Персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги патриотического характера. В исторических записях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в истории. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе
Интерактивная книга
«Верность родной земле»
http://yupolezhaeva2013.wixsite.com/mysite-3
( Слово к родителям, ознакомление с былинами «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович», страница Альбома «Славный могучий богатырь», задания для развития ребенка, И.С. Никитин «Русь», Активное занятие «Защитник отечества»)
2.Оформление с родителями страницы альбома «Мои истоки» «Славный могучий богатырь»
3.Работа в четверке «Верность родной земле» - занятие 1, стр. 81
Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015,
III этап. Основной этап
Прохождение интерактивного диалогового тренажера-игры «Три богатыря» созданного с помощью интернет-ресурсов.
Деятельность педагога
1. Беседа с детьми на тему: «Богатыри земли русской». Беседа проводилась с целью формирования у детей представлений о богатырях, о их силе и мужестве.
2.Продуктивные виды деятельности: рисование «Укрась щит и меч», «Богатыри», оформление раскрасок о богатырях, лепка «Богатырский конь», «Богатыри земли русской».
3.Составление мини-рассказов «Мой любимый былинный герой». Дети могли представить свои знания о былинных героях из освоенного ими материала.
4. Демонстрация презентации для детей о защитниках земли русской - богатырях с использованием интерактивного оборудования, где дети узнавали о силе и славе богатырской Руси. Закрепили названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.
При просмотре презентации дети делились друг с другом впечатлениями.
5.Дидактические игры «Забавы богатырские»:
«Собери богатыря в дорогу», «Сложи картинку», «Узнай богатыря по описанию, по отрывку из былины», «Покажи путь богатырю».
Деятельность обучающихся
- Анкетирование родителей (выявить, знакомят ли родители детей с былинами, былинными героями, обсуждают ли прочитанные произведения).
2. Проведен цикл познавательных бесед: «Былинные богатыри – славные защитники родной земли», «Преданья старины глубокой», «На героя и слава бежит» во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести, отгадывали загадки, играли в игры.
3. Интерактивная книга
«Верность родной земле». Для совместного ознакомления детей и родителей с былинами о русских богатырях, прослушивание аудиосказок о богатырях, совместное раскрашивание страниц альбома о защитниках земли русской , а также ответы на вопросы к прочтенным былинам что позволяет укрепить детско-родительские отношения.
http://yupolezhaeva2013.wixsite.com/mysite-3
4.Цифровой образовательный ресурс, интерактивный диалоговый тренажер «Три богатыря»
http://yupolezhaeva2013.wixsite.com/mysite-1
5. Ресурсный круг. «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». Диалог детей и родителей. Дети обсуждают с родителями свои варианты ответа на предлагаемый вопрос.
6.Работа в паре. «Прощенице–благословение»- (Родители и дети показывают обряд благословения).
Деятельность педагога
1. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
2. Поспособствовало освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.
3.Повысилась ИКТ компетентность.
Деятельность обучающихся
1.Расширился кругозор детей, они узнали много нового и интересного об истории жизни богатырей, вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны
2.Познакомились с элементами костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), оружием русского воина.
3.Освоили новые интерактивные формы работы.
Используемая литература:
- Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с.
- Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», 2014.
- Рекомендации и комментарии по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Издательский дом «Истоки», 2014
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.
Основные интернет-ресурсы:
1. http://www.wikipedia.ru/ - сетевая библиотека;
2. http://google.com/ - сетевой ресурс.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8 – википедия о богатырях
4. http://wee14.narod.ru/Rus/Byliny.html - художественные тексты былин
5. http://nsportal.ru/polezhaeva-yuliya-aleksandrovna - личный сайт педагога Полежаева Ю.А.
6.http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14147/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D 1%80%D0%B8 – энциклопедический словарь о богатырях
9. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-bogatiri-zemli-russkoy-1062627.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Сценарий досуга по физическому и музыкальному развитию в старшей группе «Богатырская сила». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель:1.Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории;2.Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллектив...
Методическая разработка. Проект: "Славна богатырями земля русская"
Проект «Славна богатырями земля русская» предполагает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русск...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...
Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» в средней группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»в средней группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки»)...
Проект по духовно-нравственному и гражданско –патриотическом воспитанию в рамках программы «Социокультурные истоки» «Истоки Великой Победы» подготовительная группа
Этот проект расчитан на 2 месяца по времени. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпе...