Дети с ОВЗ в ДОУ
статья (средняя группа) по теме

Агаркова Ирина Николаевна

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ.  Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. В новом Законе РФ «Об образовании» впервые уделяется много внимания вопросам обучения и социализации детей с ОВЗ. Проблема помощи детям с ОВЗ не нова. Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение. И в наши дни, как и много лет назад общество не остается равнодушным к таким детям и по-прежнему ищет эффективные пути решения данной проблемы. Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей, недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения.   Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей, развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения. Но, как можно заметить из приведенных выше данных, проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем городе в частности.   Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.  В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия,  для  детей с недостатками физического и психического развития в здании  и помещении  образовательного учреждения.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов  дошкольных образовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами  дошкольных  образовательных учреждений  основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения. В городе необходимо разработать Программу развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья   на ближайшие годы, в  основе,  которой должны лежать принципы образовательной политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы и «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы. В данных документах речь идёт о реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольное образовательное

учреждения по месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в нём  адаптированной среды.  Последнее десятилетие 20 и начало 21 века характеризуются более внимательным отношением государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако чтобы такой переход совершился в полной мере, нужны не только соответствующие правовые акты    и необходимые материально–технические условия, но и  позитивное общественное мнение. На сегодня в дошкольных образовательных учреждениях города ведётся большая работа   педагогами, по мере своих возможностей, разрабатываются  « Индивидуальные маршруты сопровождения   детей – инвалидов и  детей с ОВЗ »,  с детьми данной категории проводиться индивидуальная работа специалистами: музыкальным работником, учителем-логопедом. Но для работы с детьми с ОВЗ  необходим педагог-психолог, которого  нет  ни в одном дошкольном учреждении, инструктора  по ФИЗО.  Ввиду недостаточного финансирования, руководители дошкольных учреждений не могут осуществить переподготовку педагогов для работы с детьми с ОВЗ. Все выше перечисленные факты, усложняют работу педагогов  с детьми с ОВЗ.  К сожалению, жизнь детей с ОВЗ в наше время трудна. Множество проблем лишают их возможности вести полноценный образ жизни и изолируют от общества. И каждый день эти дети и их близкие сталкиваются с множеством проблем, с непониманием, но они преодолевают их, а это уже можно считать подвигом, еще одним шагом на пути к победе. Когда ребенок некогда чужой, Становится вам нужным и бесценным, Когда такой чудесный, но больной - Он просит ВАС о самом сокровенном, Не проходите мимо, стороной, Как будто ничего и не читали, Не стойте к этим деточкам спиной! Они, безгрешные, за что такими стали? И, если я и ты сегодня не поможем, То нам за что себя, простите, уважать?? Нам, взрослым, это разве сложно - Ребенка боль на сердце принимать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ в ДОУ

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ.  Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. В новом Законе РФ «Об образовании» впервые уделяется много внимания вопросам обучения и социализации детей с ОВЗ. Проблема помощи детям с ОВЗ не нова. Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение. И в наши дни, как и много лет назад общество не остается равнодушным к таким детям и по-прежнему ищет эффективные пути решения данной проблемы. Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей, недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения.   Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей, развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения. Но, как можно заметить из приведенных выше данных, проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем городе в частности.   Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.  В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия,  для  детей с недостатками физического и психического развития в здании  и помещении  образовательного учреждения.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов  дошкольных образовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами  дошкольных  образовательных учреждений  основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения. В городе необходимо разработать Программу развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья   на ближайшие годы, в  основе,  которой должны лежать принципы образовательной политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы и «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы. В данных документах речь идёт о реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольное образовательное

учреждения по месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в нём  адаптированной среды.  Последнее десятилетие 20 и начало 21 века характеризуются более внимательным отношением государства к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако чтобы такой переход совершился в полной мере, нужны не только соответствующие правовые акты    и необходимые материально–технические условия, но и  позитивное общественное мнение. На сегодня в дошкольных образовательных учреждениях города ведётся большая работа   педагогами, по мере своих возможностей, разрабатываются  « Индивидуальные маршруты сопровождения   детей – инвалидов и  детей с ОВЗ »,  с детьми данной категории проводиться индивидуальная работа специалистами: музыкальным работником, учителем-логопедом. Но для работы с детьми с ОВЗ  необходим педагог-психолог, которого  нет  ни в одном дошкольном учреждении, инструктора  по ФИЗО.  Ввиду недостаточного финансирования, руководители дошкольных учреждений не могут осуществить переподготовку педагогов для работы с детьми с ОВЗ. Все выше перечисленные факты, усложняют работу педагогов  с детьми с ОВЗ.  К сожалению, жизнь детей с ОВЗ в наше время трудна. Множество проблем лишают их возможности вести полноценный образ жизни и изолируют от общества. И каждый день эти дети и их близкие сталкиваются с множеством проблем, с непониманием, но они преодолевают их, а это уже можно считать подвигом, еще одним шагом на пути к победе. Когда ребенок некогда чужой, Становится вам нужным и бесценным, Когда такой чудесный, но больной - Он просит ВАС о самом сокровенном, Не проходите мимо, стороной, Как будто ничего и не читали, Не стойте к этим деточкам спиной! Они, безгрешные, за что такими стали? И, если я и ты сегодня не поможем, То нам за что себя, простите, уважать?? Нам, взрослым, это разве сложно - Ребенка боль на сердце принимать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....