Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (презентация и конспект)
презентация к уроку (старшая группа) по теме
В презентации описаны приемы и средства для развития мелкой (тонкой) моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika_i_koordinatsiya_odegova_e.v.pptx | 239.41 КБ |
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. В настоящее время у значительной части детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, особенно слабо развиты сложно координированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. А ведь уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной . К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Цели и задачи: Цель: Развитие мелкой моторики у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Развивать тактильную чувствительность рук. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие. Тренировать тонкие движения пальцев рук. Развивать память, внимание, терпение и связную речь. Развивать навыки ручной умелости. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Виды игр и упражнений: Статические; Динамические; С предметами; На координацию; Развитие графического навыка; Массаж, самомассаж; Речедвигательная гимнастика.
Вода Песок Природный материал Карандаши, счетные палочки Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани
Статические упражнения – пальцы «застывают» в определенном положении. «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции. «Коза»: вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счет до 10). «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний и безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счет до 8). «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счет до 10). «Вилка»: вытянуть вверх 3 пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (5 раз под счет до 10). «Орешек»: пальцы правой и левой руки соединить подушечками, широко расставив. Начать надавливания (давление должно быть одинаковым с правой и левой стороны). «Орешек» должен быть круглым и крепким (5 раз под счет до 5).
Динамические упражнения – положение пальцев меняется. «Морские жители»: Изображаем движениями рук и пальцев рук движения медуз, как плывет акула, как плывет дельфин. «Кулачок-ладошка»: Руки лежат на столе. Правая рука сжата в кулак, а левая лежит раскрытой ладонью вниз. Под счет воспитателя руки «меняются ролями». «Пальчики танцуют»: Руки сложить ладонями друг к другу. Мизинцы обеих рук сгибаются и разгибаются, затем безымянные, средние, указательные и большие. «Молоточки»: Большие пальцы обеих рук соединить с указательными пальцами, «постучать», далее большие пальцы «стучат» поочередно по среднем, безымянным пальцам и мизинцам. «Поезд»: Руки согнуты в локтях, ладони развернуты друг к другу, пальцы ровные и плотно прижаты. Правая рука движется вперед, левая – назад, обе руки поднимаются вверх. Наверху положение рук меняется – правая рука отходит назад, а левая переходит вперед. В таком положении руки опускаются вниз. Внизу снова меняются местами и т.д.
Игры с предметами. Игры с теннисными мячиками . Мяч можно перекатывать от руки к руке, перекидывать из руки в руку; бить мячом об пол и ловить одной рукой; подкидывать мяч и ловить (одной рукой и менять руки). Мяч можно катать ногами (от ноги к ноге); можно взять мяч ступнями, подкинуть и попытаться поймать его. «Волшебный мешочек»: Выбрать предметы, которые можно спрятать в мешочек (маленькие игрушки, геометрические фигуры, природный материал – шишки, каштаны; буквы алфавита). Дать детям внимательно рассмотреть игрушки. Посчитать их количество. Сложить все в мешочек и немного перемешать. Предложить первому участнику закрыть глаза, найти в мешке игрушка и попытаться на ощупь определить, что это за игрушка. Нанизывание. Дети нанизывают на нитку макароны, бусины и т.д. Игры с песком. Можно использовать кинетический песок или чистый сухой песок. Лепка из теста. Аппликации.
Упражнения на координацию. «Офицеры»: Правая рука «отдает честь», левая сжата в кулак с отведенным большим пальцем. Хлопаем в ладоши и руки меняются местами. «Часики»: Правая рука слегка бьет по правому плечу, потом по левому плечу, далее по левому бедру, затем по правому бедру. Сделать несколько кругов под счет или приговаривая: «Тик-так, тик-так». Задачу можно усложнить: пальцы руки касаются плеч (одноименно), затем перекрещиваем руки, в таком положении перемещаем руки на колени и снова перемещаем руки на одноименные колени (правая к правой, левая к левой). «Роботы»: Ходим по прямой, как роботы. Руки и ноги прямые. Делаем шаги вперед (левая нога-левая рука). Шагаем вперед с разноименными руками и ногами (левая нога – правая рука). «Цепь»: Дети становятся в круг, правую руку сжимают в кулак, левую открывают ладонью к соседу. Далее дети приставляют свои руки к рукам соседа – правую руку протягиваем к соседу справа, левую – к соседу слева. Кулаки оказываются в ладонях. Меняем руки – теперь левая рука сжата в кулак, а правая раскрывает ладонь. Цепь снова замыкается. «Ладушки».
Развитие графического навыка. Для развития графического навыка следует использовать следующие упражнения: Графический диктант, Силуэтные штриховки, Копирование узоров Рисование линий (прямые и фигурные дорожки, по точкам, по контурам и клеточкам
Массаж и самомассаж. Поглаживающие движения от кончиков пальцев до середины предплечья. Тыльная сторона ладони массажируется несколько минут. Щипцеобразные поглаживания . Берется каждый палец и по нему требуется пройти щипцеобразными движениями. Необходимо массировать боковые поверхности и ладонь. Круговое растирание . Ладонь ложится тыльной стороной на стол. От ногтевой части продвигаться нужно к кисти. При этом обязательно промассировать каждый пальчик круговыми движениями. Растираются также боковые поверхности. Массаж при помощи массажного мячика. Катаем в ладонях, по тыльной стороне ладони, массажируем отдельно каждый палец (можно сказать ребенку за что отвечает каждый палец: мизинец – это твое внимание, безымянный палец – это память, средний – отвечает за математику, указательный – это твоя логика, и большой палец – фантазия). Массаж и самомассаж при помощи карандаша, шишек ели, грецкого ореха и т. д.
Речедвигательная гимнастика. «Домик»: Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом) С крышей, дверью и окном, (показать руками крышу, дверь и окно) И с крылечком, и с трубой, (шагать по «ступенькам», высоко поднимая колени, и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу) Цвет у дома – голубой. Заходите смело в дом! («распахнуть дверь» правой рукой) – Приглашаете? Войдем! (шаг на месте) (Н. Голь) «Весна»: Улыбаются все люди ( Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают. )Весна, весна, весна! Она везде, она повсюду ( Делают ритмичные повороты туловища.) Красна, красна, красна. По лугу, лесу и полянке ( Ритмично шагают на месте. ) Идет, идет, идет. На солнышке скорей погреться ( Взмахивают обеими руками к себе) Зовет, зовет, зовет. И в ручейке лесном задорно ( Ритмично щелкают пальцами рук.) Звенит, звенит, звенит. По камушкам в реке широкой (Потирают ладони) Журчит, журчит, журчит. Разносит запахи повсюду ( Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают пальцы.) Цветов, цветов, цветов. И все живое сразу слышит Весенний зов!
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем:
нервной, мышечной и костной.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Цель:
Развитие мелкой моторики у детей посредством дидактических
игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством
дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой
гимнастики. - Развивать тактильную чувствительность рук.
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
- Тренировать тонкие движения пальцев рук.
- Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
- Развивать навыки ручной умелости.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Виды игр и упражнений:
- Статические;
- Динамические;
- С предметами;
- На координацию;
- Развитие графического навыка;
- Массаж, самомассаж;
- Речедвигательная гимнастика.
Средства развития мелкой моторики:
Пластилин, бумага, крупа, бусы, пуговицы, вода, песок, природный материал, карандаши, счетные палочки, нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, массажеры (деревянные, пластиковые и т.д.)
Статические упражнения – пальцы «застывают» в определенном положении.
- «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
- «Коза»: вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счет до 10).
- «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний и безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счет до 8).
- «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счет до 10).
- «Вилка»: вытянуть вверх 3 пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (5 раз под счет до 10).
- «Орешек»: пальцы правой и левой руки соединить подушечками, широко расставив. Начать надавливания (давление должно быть одинаковым с правой и левой стороны). «Орешек» должен быть круглым и крепким (5 раз под счет до 5).
Динамические упражнения – положение пальцев меняется.
- «Морские жители»: Изображаем движениями рук и пальцев рук движения медуз, как плывет акула, как плывет дельфин.
- «Кулачок-ладошка»: Руки лежат на столе. Правая рука сжата в кулак, а левая лежит раскрытой ладонью вниз. Под счет воспитателя руки «меняются ролями».
- «Пальчики танцуют»: Руки сложить ладонями друг к другу. Мизинцы обеих рук сгибаются и разгибаются, затем безымянные, средние, указательные и большие.
- «Молоточки»: Большие пальцы обеих рук соединить с указательными пальцами, «постучать», далее большие пальцы «стучат» поочередно по среднем, безымянным пальцам и мизинцам.
- «Поезд»: Руки согнуты в локтях, ладони развернуты друг к другу, пальцы ровные и плотно прижаты. Правая рука движется вперед, левая – назад, обе руки поднимаются вверх. Наверху положение рук меняется – правая рука отходит назад, а левая переходит вперед. В таком положении руки опускаются вниз. Внизу снова меняются местами и т.д.
Игры с предметами.
- Игры с теннисными мячиками. Мяч можно перекатывать от руки к руке, перекидывать из руки в руку; бить мячом об пол и ловить одной рукой; подкидывать мяч и ловить (одной рукой и менять руки). Мяч можно катать ногами (от ноги к ноге); можно взять мяч ступнями, подкинуть и попытаться поймать его.
- «Волшебный мешочек»: Выбрать предметы, которые можно спрятать в мешочек (маленькие игрушки, геометрические фигуры, природный материал – шишки, каштаны; буквы алфавита). Дать детям внимательно рассмотреть игрушки. Посчитать их количество. Сложить все в мешочек и немного перемешать. Предложить первому участнику закрыть глаза, найти в мешке игрушка и попытаться на ощупь определить, что это за игрушка.
- Нанизывание. Дети нанизывают на нитку макароны, бусины и т.д.
- Игры с песком. Можно использовать кинетический песок или чистый сухой песок.
- Лепка из теста.
- Аппликации.
Упражнения на координацию.
- «Офицеры»: Правая рука «отдает честь», левая сжата в кулак с отведенным большим пальцем. Хлопаем в ладоши и руки меняются местами.
- «Часики»: Правая рука слегка бьет по правому плечу, потом по левому плечу, далее по левому бедру, затем по правому бедру. Сделать несколько кругов под счет или приговаривая: «Тик-так, тик-так». Задачу можно усложнить: пальцы руки касаются плеч (одноименно), затем перекрещиваем руки, в таком положении перемещаем руки на колени и снова перемещаем руки на одноименные колени (правая к правой, левая к левой).
- «Роботы»: Ходим по прямой, как роботы. Руки и ноги прямые. Делаем шаги вперед (левая нога-левая рука). Шагаем вперед с разноименными руками и ногами (левая нога – правая рука).
- «Цепь»: Дети становятся в круг, правую руку сжимают в кулак, левую открывают ладонью к соседу. Далее дети приставляют свои руки к рукам соседа – правую руку протягиваем к соседу справа, левую – к соседу слева. Кулаки оказываются в ладонях. Меняем руки – теперь левая рука сжата в кулак, а правая раскрывает ладонь. Цепь снова замыкается.
- «Ладушки».
Развитие графического навыка.
Для развития графического навыка следует использовать следующие упражнения:
- Графический диктант,
- Силуэтные штриховки,
- Копирование узоров
- Рисование линий (прямые и фигурные дорожки, по точкам, по контурам и клеточкам
Массаж и самомассаж.
- Поглаживающие движения от кончиков пальцев до середины предплечья. Тыльная сторона ладони массажируется несколько минут.
- Щипцеобразные поглаживания. Берется каждый палец и по нему требуется пройти щипцеобразными движениями. Необходимо массировать боковые поверхности и ладонь.
- Круговое растирание. Ладонь ложится тыльной стороной на стол. От ногтевой части продвигаться нужно к кисти. При этом обязательно промассировать каждый пальчик круговыми движениями. Растираются также боковые поверхности.
- Массаж при помощи массажного мячика. Катаем в ладонях, по тыльной стороне ладони, массажируем отдельно каждый палец (можно сказать ребенку за что отвечает каждый палец: мизинец – это твое внимание, безымянный палец – это память, средний – отвечает за математику, указательный – это твоя логика, и большой палец – фантазия).
- Массаж и самомассаж при помощи карандаша, шишек ели, грецкого ореха и т. д.
Речедвигательная гимнастика.
Движения руками, отображающие то, что происходит в стихотворении, песни и т.д.
- «Домик»: Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом) С крышей, дверью и окном, (показать руками крышу, дверь и окно) И с крылечком, и с трубой, (шагать по «ступенькам», высоко поднимая колени, и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу) Цвет у дома – голубой. Заходите смело в дом! («распахнуть дверь» правой рукой) – Приглашаете? Войдем! (шаг на месте) (Н. Голь)
МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» село Ворсино»
Мастер-класс на тему:
«Развитие тонкой (мелкой) моторики и координации у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
«Колокольчики»
Одегова Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...
Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Развитие мелкой моторики у детейстаршего дошкольного возраста с ОНР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Конспект занятия по развитию мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...