Педагогический проект "Великая Отечественная война глазами детей"
проект на тему
В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 280.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»
Педагогический проект:
«Великая Отечественная Война глазами детей».
Разработала воспитатель:
Сергеева Елена Игоревна.
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Актуальность:
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне»
Цель проекта: Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам отечества.
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ (о людях военных профессий, военной технике);
- Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
- Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
- Воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою родину.
Участники проекта: родители воспитанников, воспитатели, дети.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации проекта: Январь – май 2018
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, физкультурный досуг, консультации для родителей, анкетирование.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
• Слушание песен о войне.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда в группе:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
План работы:
1 этап: Подготовительный (январь)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
2 этап: Основной (реализация проекта) (февраль - апрель)
НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.
3 этап: Заключительный (май)
- проведение праздника посвященному дню победы,
- презентация проекта,
- оформление выставки.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины;
- имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной техники;
- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему;
- имеют представления о памятных местах родного города;
- имеют представления о земляках – героях, о героях своей семьи;
- владеют расширенным словарным запасом;
- толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность;
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей средней группы.
Месяц | Мероприятия | Задачи |
Январь | Чтение стихотворения А.Твардовского « О мальчике герое» Беседа « Москва – город герой». Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев-солдат. НОД «Российский флаг» Составление рассказа «На параде», «Мой дед - герой» | Познакомить с героями-детьми, воевавшими в годы ВОВ, показать героизм, смелость, мужество. Формировать у детей интерес к теме и умение выразительно заучивать стихи о ВОВ. Формировать умение составлять небольшой рассказ, повествование |
Февраль | Чтение произведения С. Баруздина « Шел по городу солдат» Спортивный праздник «Смелый, сильный вырастай» Подарок дедушке, папе, брату своими руками. Беседа «Защитники нашего города» Режиссёрская игра «На границе» Продуктивная (рисование) «Вечный огонь» Лепка «Самолёт», «Звезда» | Закреплять знания детей о защитниках отечества. Развивать речь, мышление, память. Учить детей лепить самолет и звезду, используя нужные цвета пластилина. Продолжать формировать умения детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать полученные знания. |
Март | Беседа « Москва-город герой» Рассматривание фотоальбома «Военная техника»» Строительная игра « Крепость» Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы». | Знакомить детей с героическим прошлым города Москва. Расширять знания детей о военной технике. Развивать умение понимать смысл пословиц. Расширять представления детей о музыке военных лет. |
Апрель | Военно-патриотическая игра « Зарница» Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» С. Михалков «Шинель» Е. Благинина. Беседа «Родина-мать зовет!» Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу» Подвижные игры «Самолеты», «Полоса препятствий», «Собери салют» | Продолжать знакомить с основными историческими событиями. Развивать желание разучивать стихи о Родине, ВОВ. Воспитывать гордость и уважение к людям, отдавшим жизнь за Победу. |
Май | Конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце» Беседа « Славный День Победы» Разучивание стихотворений о Родине, Дне Победы. Продуктивная (аппликация) «Красивые флажки на ниточке» Оформление альбома «Наша Армия родная» Праздничный утренник, посвященный празднику Великой Победы. Дидактические игры «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт» | Обогатить знания детей о великом светлом празднике День Победы. Развивать исторический кругозор. Учить детей чтить память о героическом прошлом русских людей. Продолжать учить соблюдать правила игры; развивать внимание и логику. |
Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию детей средней группы.
Месяц | Форма работы | Задачи |
Январь | Памятка для родителей «Известные люди о воспитании любви к Родине" Консультация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне" | Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию. Привлечь родителей и детей к оформлению выставки – поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. |
Февраль | Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны. Анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; Опрос "Ваши пожелания и ожидания". | |
Март | Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны». | |
Апрель | Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. Консультация «Азбука общения» | |
Май | Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»; Конкурс на лучший рисунок, поделку ко Дню Победы. Консультация «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о войне». |
Используемая литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:
«Шёл по улице солдат» Сергей Баруздин
Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.
Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии.
Это — рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошёл тысячу трудных боёв и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.
Это — рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.
Сколько лет сейчас тебе? Пять, семь, а может быть, даже девять? Это, конечно, немало. Но стране нашей всё же больше. И армии нашей больше.
Значит, и рассказ этот надо начать с тех времён, когда тебя ещё на свете не было…
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КРАСНОГО СОЛДАТА
Шёл по улице солдат. С виду и не солдат совсем. Ни шинели на нём, ни шапки с красной звездой. Рабочая телогрейка, сапоги да кепка. Просто рабочий. Но за спиной у него винтовка со штыком. И рядом с ним такие же рабочие с оружием и моряки с крейсера «Аврора».
Шёл солдат по петроградским улицам, по набережной Невы. Шёл к царскому Зимнему дворцу. Там белые. Враги. Впереди — враги. На соседней улице враги, за углом каждого дома — враги. На набережной Зимней канавки — враги. Дворец всё ближе и ближе.
Отряд рабочих и моряков подходил к Зимнему дворцу. И не только этот отряд. Со всех сторон окружали дворец красные революционные рабочие, солдаты, матросы.
Но вот прозвучал выстрел. Один, другой, третий. Это пушки революционного крейсера «Аврора».
— Вперёд! — крикнул солдат.
Бросились люди на штурм Зимнего дворца. До глубокой ночи шёл тяжёлый бой.
И вот победа! Зимний дворец взят!
А на рассвете следующего дня солдат стоял уже у дверей Смольного штаба революции.
В Смольном выступал Владимир Ильич Ленин.
Во дворе Смольного горели костры. Стояло холодное октябрьское утро. Отряды революционных бойцов уходили в бой с недобитым врагом.
— Дяденька, а вы кто — белый или красный?
Перед солдатом появились два мальчишки, оба маленькие, в одинаковых картузах и одеты кое-как.
Обиделся солдат.
— Почему же — белый? Красногвардеец я.
— А как увидишь? — сказал один мальчишка.
— И формы на вас, дяденька, нет. И красного ничего нет! — сказал другой. — Как узнать?
— Будет и форма! Да ещё с красной звездой! И ружьишко получше будет! — пообещал солдат.
Вдруг оба мальчишки попросили:
— Нам бы в Красную гвардию записаться, а? Дяденька, запишите нас!
— Эх, чего захотели! — сказал солдат. Потом отошёл немного, смягчился вспомнил: скоро и у него такой сынишка будет. — Малы ещё! Подрастёте, запишем!
ДОМОЙ
Шёл по улице солдат. Домой возвращался с долгой гражданской войны. Шинель на солдате потёртая, пулями и осколками пробитая. На голове будёновка с большой красной звездой. Будёновка тоже пулей пробита — память о ранении на фронте.
По заснеженной зимней улице шёл солдат. А улица разбита. Столбы перевёрнуты. Провода разорваны. Трамваи лежат вверх колёсами. Рельсы покорёжены. Окна в домах фанерой и досками забиты. Холод. Голод.
Трудно жилось людям. Но и красному солдату нелегко в эти годы пришлось. Враги хотели уничтожить Советскую власть. Солдату пришлось с ними воевать.
Под Псковом и Нарвой воевал красный солдат. На Севере и на Юге сражался. На Волге и на Урале. На Дальнем Востоке и в песках Средней Азии. Всюду наседали белые, да всюду отбивал их красный солдат. И победил!
Потому и улыбался сейчас, когда с войны шёл. И ещё потому, что домой шагал. Дома жена и сынишка. Когда на гражданскую уходил, сынишке год исполнился. А сейчас…
Пришёл домой солдат, а сын и не узнал отца. Ещё бы! Четыре года не был солдат дома! Четыре года, а сыну пять!
— Ты кто? — спросил сын солдата.
— Папка я твой! Отец! — сказал солдат.
— Нет, ты кто?
— Красноармеец, — ответил солдат.
— А как ты воевал?
— Ну как, сынок, воевал? Из винтовки по врагам стрелял и из пулемёта. Конником был и на бронепоезде ездил. С моряками в бой ходил и с партизанами. А как-то раз… Как-то раз танк мы в бою захватили английский. Так и в танке том я ездил, против беляков воевал…
— А Будённого ты видел? — спросил сын.
— Видел, — ответил солдат. — Вместе с ним воевал. А ещё вместе с Чапаевым, Фрунзе, Блюхером…
— И с Чапаевым?
— И с Чапаевым.
Кажется, теперь признал сын отца:
— А ты счастливый, папка! — И тут же спросил: — А завтра ты что будешь делать?
Шинель Е.Благинина
Почему ты шинель бережешь? - |
Победой кончилась война
С. Михалков
Победой кончилась война,
Те годы позади,
Горят медали, ордена,
У многих на груди.
Кто носит орден боевой,
За подвиги в бою,
А кто — за подвиг трудовой,
В своём родном краю.
Высотская О. И. - "Мой брат уехал на границу"
Мой брат уехал на границу.
Он пограничник. Он солдат.
Туман ли, вьюга ли клубится,
В ночной дозор идёт мой брат.
Идёт он в темноту ночную,
И автомат с собой берёт.
Он бережёт страну родную,
Семью родную бережёт.
Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах,
Нигде врагам дороги нет!
Мой брат не скоро возвратится,
Не скоро он обнимет нас,
Но знаю: где-то на границе,
О нас он думает сейчас.
Пословицы и поговорки про солдата
- Солдатская дружба дисциплиной скрепляется.
- Хорошо воюет рядовой — офицеру хвала.
- Не за красоту солдата любят, а за верность присяге.
- У солдата слава на конце штыка.
- Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда.
- Солдат и в мирное время на войне.
- Солдату честь дороже жизни.
- Каков солдат — такова о нем и слава.
- Русский солдат не знает преград.
- Солдатское дело — воевать умело.
- Учись солдат — командиром будешь.
- Солдату отец — командир, мать — служба.
- У хорошего бойца и сумка подвязана и оружие смазано.
- Солдата к славе ведут учение и труд.
- У солдата постель — шинель.
- Где коза прошла — там и солдат пройдет (А. Суворов).
- Дурак любит красное, а солдат любит ясное.
- Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.
- Что солдату дождь, коль под свинцовым градом бывал.
- Хорошего солдата в бою узнают.
- Красна девушка косами, а солдат орденами.
- У солдата на все ответ есть.
- Советский воин похвалы достоин.
- Умелый боец — везде молодец.
- У солдата душа богата, а в кармане пустовато.
- У солдата где привал, там и хата.
- Каждый солдат чей-то сын или брат.
- Кто погиб на поле брани, тот святым навеки равен.
- Русский солдат в огне не горит, в воде не тонет.
- Солдат спит — служба идет.
- Оттого солдат сладок: поел и набок.
- Солдат на камне выспится.
- Солдат спит, да врага зрит.
- Солдат ночью и днем все с огнем.
- Хорошего солдата в бою узнают.
- Солдат в боевом порядке — не репа в грядке: не вырвешь.
- Солдатскую походку издалека знают.
- Коль хорош солдат в наряде, будет толк и на параде.
- Солдат легок на ногу, тяжел на руку.
- Долгая стоянка балует солдата.
- Худой солдат воевать ленив, есть ретив.
- Неисправимый солдат не служака.
- Плохому солдату только кухня — хорошая цель.
- Не тот солдат хорош, которого берет дрожь, а тот хороший, который врага крошит.
- Солдат-тетеря — врагу двери.
- Солдат-горемыка хуже лапотного лыка.
- Солдат шилом бреется, дымом греется.
- Солдату в походе что день, то новоселье.
- Солдату умереть в поле, матросу — в море.
- Честь солдата береги свято.
- Красна пава опереньем, а солдат — отвагой и умением.
- Держаться молодцевато — закон солдата.
- Бояться пульки — не идти в солдаты.
- Солдат без храбрости, что соловей без песни.
- Храброму солдату никакой обход не страшен.
- Бывалый солдат опытом богат.
- Автомат да лопата — друзья солдата.
- Велик солдату оказан почет: всей страны он покой бережет.
- Веселое горе — солдатская жизнь.
- Видно сокола по полету, а солдата — по походке.
- Где ни пожил солдат, там и расплодился.
- Грудь солдата — защита и крепость Отечества. (Петр I)
- Для наших солдат кордон свят.
- Для русского солдата граница свята.
- Для солдата что ни куст, то хата.
- Для умелого солдата нет преград на пути.
- Долг солдата — блюсти дисциплину свято.
- Долгая стоянка балует солдата.
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬ ПОБЕДЫ?
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны,…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
(А. Усачёв)
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
Над могилой, в тихом парке,
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко,
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих,
Память светлую о них!
Как продолжение жизни солдат,
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
РАССКАЗ ВЕТЕРАНА
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами,
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час,
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь,
По - солдатски свято!
Медали
Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою,
Защищал страну свою!
В День Победы засверкали,
На груди его медали.
На груди его - медали!
Мы с сестрой их сосчитали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-500569-1413731744.jpg)
Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-126655-1419169095.jpg)
Образовательный проект "Великая Отечественная война глазами детей"
Проек по нравственно-партиотическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/20/picture-453349-1540047202.jpg)
Презентация краткосрочного проекта во второй младшей группе на тему «Великая Отечественная война глазами детей»
Презентация краткосрочного проекта во второй младшей группе на тему «Великая Отечественная война глазами детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-654362-1439651125.jpg)
Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравстве...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/20/picture-453349-1540047202.jpg)
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Великая Отечественная война глазами детей»
Цель Проекта: Познакомить детей с великим праздником – Днем Победы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-1234401-1586024809.jpg)
Проект «Великая Отечественная Война глазами детей» Для детей старшей и подготовительной группы
Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/27/picture-1157976-1566900050.jpg)
Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война глазами детей»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Только народ, который знает и помнит с...