КАРТОТЕКА на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта (старший возраст)
картотека (подготовительная группа) на тему
Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта, на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на сравнение систем, игры на классификацию объекта, универсальные системные игры – все игры подобраны в соответствии с возрастом детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
star_i_podg_gr.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Универсальные системные игры
«Чудесный экран» («девятиэкранка»)
В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта.
- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
- рассматривается развитие объекта в будущем.
В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».
Мама-лиса в норе | Нора с лисятами | Место обитания лисы – лес |
Зародыш | Лисенок (детеныш) | Взрослая лиса |
Части зародыша | Части тела слабого неумелого лисенка | Части тела взрослой лисы |
Форма организации игр:
- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).
- Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:
«Что-то» автор М.С.Гафутулин.
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!
Игровое действие при этом:
Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д. Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.
Игра «Да – нет ка» на загаданное слово.
Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)
Примечание:
- ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
- Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
- Загадываются объекты реального мира
Объект
Рукотворный Природный
Материал Функция Температура Живой Неживой
1.изготовлен
из множества ммч место
материалов. нахождения
2.из одного Цвет (земля. вода,
материала воздух)
размер: Форма:
(сравнить с чем-то). Объемная.
плоскостная,
круглая,
с углами
Живой
Возраст Среда обитания:
(молодой, взрослый) (вода, земля, воздух)
Микробы Животный мир Грибы: Растения:
съедобные культурные
несъедобные декоративные
Человек Звери Птицы Насекомые Рыбы Раки
(домашние, (летающие, (морские, крабы,
дикие) ползающие) речные, креветки.
озерные)
Пресмыкающиеся Земноводные Черви
(черепахи, змеи, (лягушки,
ящерицы, жабы)
крокодилы)
Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе)
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
(со средней группы)
Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела –
Человечки жидкого тела –
Человечки газообразного тела –
Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например: Болотная лягушка –живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка – живая природа , живет в воздухе и на воде.
Игра «Изобретатель»
(со старшей группы)
Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
- рассмотреть каждый предмет и его функцию.
- «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
- Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
- Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.
Игра «Елочка»
(со старшей группы)
Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.
Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И.п. ед.ч.).
На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.
-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?
Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т.е. до 5 столбиков)
Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».
Например: стартовое слово: Игла.
Игла Еж Яйцо Швейная игла Елка нитка | Ножницы Одежда Стол Швея ткань | Стул Скатерть Тарелка Нога День рождения | Подарки Цветы Друг Магнитофон Пирог Платье бант |
Составление рассказа, дать название рассказу.
Игра « Как это раньше делалось?»
(с подготовительной группы)
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.
Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?
( чтобы человеку было светло, когда он пишет)
- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)
- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).
- как это раньше делалось? ( на телеге, верблюде)
Игра «Почему так произошло?»
1 вариант (со старшей группы)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1.Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.
1.Дворник взял метлу.
2.Мама вдела нитку в иголку.
Игра «Соедини нас»
(с подготовительной группы)
Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.
Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Например: газета – верблюд.
- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
- Что написано в газете про верблюдов?
- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?
Варианты:
Банка – река
Ножницы – дорога
Линейка – книга
Огонь раковина
Карандаш – замок
Шляпа – мост
Солома – телевизор
Утюг – трамвай.
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
Зеленое и прыгучее…
Холодное, белое …
Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»
( с подготовительной группы)
Цель: учить по условной схеме составлять смешные истории.
Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.
На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.
Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.
Вопросы:
-Кто?
-С кем?
-Где?
-Когда?
-Что делали?
-Кто пришел?
-Что сказал?
По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.
Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»
Игра «Перевирание сказки»
(с подготовительной группы)
Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
-Было у отца 3 сына. (не 3 ,а 20)
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.)
-Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)
-Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку)
-У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке)
-У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.
(в магазин, попала в бутылку молока)
-У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров)
Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.
Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
Игра «Префиксы»
Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы.
Ход: На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.
Например:
префиксы | слова | Новые слова |
Анти аэро Супер анти Мотто астро Зоо архео Авто мело Недо моно Авиа мульти Психо тетра Само аква полу | Поезд Жираф Гвоздика Стул Молоток Диван комар | Авиастул Полужираф Автомолоток Мотодиван суперкомар |
Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектах).
Аэро – воздушный
Анти – против
Зоо – о животных
Мото – приводящий в движение
Астро – звездный
Видео – видеть
Архео – древний
Мело – музыкальный
Моно – единственный
Мульти – множество
Тетра –четыре
Аква – водяной
Аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, МЕЛОМАН, мультипликация, тетрадь, аквариум.
Например:
Мелостул – музыкальный стул, когда садишься звучит музыка
Монотелевизор – единственный на земле телевизор
Аквазаяц – водяной заяц
Видеокарандаш – превращает в картинку написанное
Минислон – слон размером со спичечный коробок.
Игра «Теремок» (чем похожи)
Цель: учить детей сравнивать различные объекты.
Ход: Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:
- Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?
Из теремка отвечают:
- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?
Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.
Игра «Чем мы похожи»
Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.
Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства.
Например:
1.пчелка
2.бутылка с молоком
3. ножницы
4.собачка
Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.
Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко …
Дети находят сходства:
- по запаху;
- цвету;
- вкусу;
- ощущению на ощупь;
- по сходным частям;
- размеру;
- функции;
- среде обитания (месту применения);
- по наличию прошлого и будущего;
- природное или рукотворное.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.
Игра «Дорисуй картинку»
Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.
Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».
Например:
Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.
Игра «Пинг-понг» (наоборот)
Цель: учить подбирать слова-антонимы.
Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.
Например: Словарик для детей 4-5 лет:
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.
Игра «Именной шифр»
( с подготовительной группой)
Цель: закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки.
Ход: предложить написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по составу букв.
Например: Света - количество букв в слове
-сколько одинаковых букв в слове.
Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые.
Например:
Света Анна Алиса
Игра «На что похоже?»
Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.
Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:
- На что похоже?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Например:
Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,
тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,
колесо.
Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.
Игра «Букварина»
(со старшей группой)
Цель: закреплять буквы, количественный счет.
Ход: 1. Пишется свое имя или другое слово.
2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки.
3. Можно составлять эти буквы картинкой
4. Затем идет обводка контура.
Например: ЛЕНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".
"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...
Познавательное развитие. Экологическое воспитание. Исследовательская деятельность с элементами рисования. Беседа"Тюльпаны в горшочке" старшиый возраст.
Цели: закрепление знаний о растениях,условиях роста. Рассказать,что с приходом весны растения начинают быстрее расти. Систематизировать знания о комнатных растениях,способах ухода за ними, способов вы...
Использование игр на развитие логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Данная методическая разработка освещает теоретический и практический аспекты использования различных приемов и методов развития логико-математических способностей детей и их влияние на развитие речи и...
КАРТОТЕКА Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. средний возраст
Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта, на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...
"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...
Развитие музыкального слуха в период самоизоляции через музыкально-дидактические игры для деток старшего возраста.Мастер-класс.
В период самоизоляции детки так же должны развиваться, поэтому предлогаю вам примеры музыкально-дидактических игр дома....
Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...