Волшебница зима
проект (старшая группа) на тему

Ёлкина Ирина Владимировна

Проект в средней разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_proekt.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

              Проект

    Волшебница зима

             Старшая разновозрастная группа

                                               Разработал: воспитатель  

                                               МКДОУ «Поповский детский

                                              сад «Истоки» Ёлкина И.В.

 Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации: январь, февраль.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта. Дети с нетерпением ждут прихода зимы. Ведь зима-это время необычайно интересных детских забав: лепка снежных построек, игра в снежки, катание с горки, катание на санках, лыжах, коньках. А еще зима-волшебница, чародейка. Почему идет снег? Что такое снежинка? Как образуется сосулька? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Об этом и многом другом спрашивают дети дошкольного возраста. Ответы на эти вопросы мы получим в ходе реализации данного проекта. Наша познавательно-исследовательская работа поможет уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы, установить зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Тема проекта способствует развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение представлений детей об окружающем мире; формирование представлений о живой и неживой природе зимой; воспитание любви к природе, бережное отношение к ней.

 Задачи проекта.

Обучающие.

1.Расширять представления детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Знакомить с явлениями неживой природы (метель, вьюга, снегопад, изморозь, замерзание водоемов, гололёд), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

    3. Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких   животных      зимой (заяц, лиса, волк, медведь, белка). Расширять представления о зимующих   птицах (снегири, синицы, воробьи, клесты, свиристели), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

    4.   Уточнять и расширять представления детей о снеге; помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

    5.  Формировать представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.

   6.Знакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (поэзии, музыке, изобразительном искусстве).

Развивающие.

1.Развивать любознательность, познавательные процессы,  внимание,  память, речь, наблюдательность, мыслительные операции: сравнение,  обобщение, анализ.

2.Активизировать словарь детей (метель, гололедица, вьюга, изморозь, наст, снегопад, поземка).

3.Учить понимать причины сезонных изменений в жизни животных в зимний период.

4.Развивать творческие способности в процессе собственной изобразительной деятельности путем использования нетрадиционных материалов и способов рисования; вызывать интерес к экспериментированию.

Воспитательные.

1.Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию

растительного и животного мира, стремление помочь птицам в трудный зимний период.

Предполагаемый результат.

По окончанию проекта дети смогут:

  1. Устанавливать зависимость жизни растений и животных от сезонных изменений в природе.
  2. Ответственно относиться к окружающей среде.
  3.  Расширены знания детей о природе в зимний период.
  4.  Привитие интереса к исследовательской и опытнической деятельности.
  5. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Формы реализации проекта:

-занятия;

-беседы; 

-наблюдения;

-чтение художественной литературы;

-продуктивная деятельность;

-исследовательская деятельность;

-игровая деятельность;

-досуговая деятельность.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

-Подготовка наглядного материала.

-Разработка конспектов НОД.

-Поиск пословиц, поговорок, загадок народных примет о зиме.

-Подбор художественной литературы.

-Подготовка презентаций, методического материала.

   Презентации: «Зимушка - зима», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние виды спорта».

 2 этап – основной (практический):

 Дидактические игры.

«Чего не бывает зимой?

«Чьи следы?»

«Что за птица?»

«Какой ветер?»

«Времена года»

«Кого чем угостим?»

  Беседы.

«Морозный солнечный денек».

«Как звери в лесу зимуют».

«Как зимуют домашние животные»

«Как человек помогает зимой животным в лесу».

«Почему скрипит снег?»

«Помоги птицам».

«Зачем зимой снег»

«Осторожно! Зимние травмы»

«Как заботиться о здоровье зимой».

«Откуда идёт снег»

Исследовательская деятельность.

Проведение опытов и экспериментов с водой, снегом и льдом.

Рассказывание на основе личного опыта:

«Зимние забавы», «Покормите птиц»

Рассказывание по тематическим картинкам:

«Зимушка нарядная пришла, одеялом белым все укрыла, замела»,

«Птахам трудно зимнею порой».

«Вот забава весела – лепим мы снеговика».

Беседы по безопасности:

«Одевайся по погоде», «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожениях», «Что нельзя делать на морозе», «Снежные шапки и сосульки на крышах».

Слушание: П.И.Чайковский «Времена года».

Подвижные игры: «Два мороза», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Вороны и собачка».

НОД:

«Пришла зима-снег и радость принесла»,

«Зимнее утро»,

«Такие разные снежинки»,

«Жизнь птиц зимой»,

«Снег и его свойства»,

«Заяц - длинные уши»,

«В медвежьей берлоге»,

«Путешествие в зимний лес».

Художественная литература.

И. Суриков «Зима»

В. Даль «Девочка-Снегурочка»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

К. Ушинский «Четыре желания»

К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Х. -К. Андерсен «Снежная королева»

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»

Стихотворения:

И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»

Н. и. Сладков «Заяц загадывает загадку»

А. Л. Барто «Снегирь»

С. Есенин «Берёза», «Поёт зима, аукает»

Н. Григорьева «Птица в неволе», «Синица»

С. Чёрный «Рождество»

М. Пляцковский «Новый, новый у берёзы наряд»

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Взаимодействие с родителями:

- Изготовление кормушки для птиц.

- Создание папки-передвижки по теме «Зима».

-Консультации «Одевайся по погоде», «Правила безопасной зимней прогулки».

3 этап - заключительный.

Выставка детских творческих работ на тему «Зима».

Конкурс кормушек для птиц.

Спортивный праздник «Зимняя олимпиада».

НОД «Что мы знаем о зиме».

Вывод. В процессе реализации проекта у детей выработалось представление о зиме, явлениях природы, жизни диких животных и зимующих птиц. Дети имеют представление о природе родного края. Дети знают правила безопасного поведения в зимний период.

            Используемая литература.

  1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика- синтез, Москва, 2014.
  2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. А.В.Аджи. Воронеж, 2010.
  3. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.М.Бондаренко.Воронеж, 2009.
  4. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Москва, «ВАКО», 2010.
  5. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. А.В.Аджи. Воронеж, 2015.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Л.А.Уланова, С.О.Иордан. Санкт-Петербург, 2009.
  7. Какие месяцы в году? Т.А.Шорыгина. Москва, 2009.
  8. Какие звери в лесу? Т.А.Шорыгина. Москва, 2009.
  9. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы средней полосы». С.А.Васильева, В.И.Мирясова, 2011.
  10. Наглядно-тематический уголок в ДОО «Времена года. Зима.»

   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты волшебницы зимы.

Непосредственно образовательная деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. В основе познавательное общение, позволяющее детям выстраивать причинно-следственные связи. Образовательная ситуация нос...

конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...

Заучивание стихотворений о зиме. "Волшебница зима"

Рекомендовать родителям заучить стихотворения о зиме, развивая память, внимание, воображение....