Формирование художественной культуры дошкольника в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.
статья на тему

Кондратова Юлия Владимировна

Статья, посвященная обобщению опыта работы с дошкольниками по программе "Мы входим в мир прекрасного" в музеях Санкт-петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование художественной культуры дошкольника в условиях организации педагогического процесса в музейной среде.

Ю.В. КОНДРАТОВА.

Детский сад гимназии при Русском музее

Одной из составляющих сторон в воспитании ребенка является эстетическое развитие. Оно помогает  обогатить чувственный опыт, развивает познавательную активность, приобщает ребенка  к культуре. Соответственно для успешного реализации эстетического развития требуются определенные процессы  – это и развитие речи, и художественных способностей детей, а также процесс усвоение искусствоведческих знаний.

Детский сад Гимназии при Русском музее уже давно сотрудничает с Государственным Русским музеем. Российским центром музейной педагогики и детского творчества были разработаны программы по взаимодействию дошкольного и школьного образования с художественным музеем. Программа «Мы входим в мир прекрасного» представляет различные аспекты освоения художественной среды ребенком. Все разделы программы «Здравствуй, музей!» представляют собой внутренне завершенные части и могут реализовываться в образовательном учреждении как последовательно, так и самостоятельно, исходя из их специфики и возможностей и учебного плана[1]. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплотившей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур. Поэтому понятие жанров и видов изобразительного искусства рассматривается с пояснениями культурных традиций или обычаев нашего народа, что помогает детям, проникнутся и начать сопереживать художественному образу, а тем самым пробудить интерес к искусству.  Освоение дошкольниками лучших образцов отечественного искусства осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно-эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у детей. Общение с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в музейной среде усиливают эстетические и поведенческие компоненты восприятия.

В детском саду проходят занятия по искусству, на которых детей вначале знакомят с такими понятиями как музей, экспонат, правила поведения в музейном пространстве, воспитывается желание изучать и сохранять культурное наследие. Занятия проводятся в музее детского сада, в котором собраны предметы декоративно-прикладного искусства, иконы, народная игрушка. На занятиях ребенок может прикоснуться к предметам искусства, потрогать их, ощутить фактуру, форму предмета, рассмотреть его более детально. Такая возможность удовлетворяет интерес ребенка к тактильным ощущениям, а поэтому впоследствии на экспозиции художественного музея он не пытается «потрогать экспонат руками».

Одним из важных компонентов реализации программы является приобретение опыта рассматривания произведений, возможность познакомить детей с лучшими полотнами отечественной живописи. Поэтому дошкольникам предоставлена возможность восприятия разнообразных объектов, где можно использовать эмоциональное созерцание, последовательное рассматривание, наблюдение изменений, сравнение предметов, явлений и событий. Предметно-развивающая среда в группе детского сада, окружающее городское пространство, а детский сад располагается в историческом центре города, является частью архитектурного ансамбля пощади Искусств, посещение музея и возможность соприкоснуться с подлинными картинами помогает формированию опыта общения с произведениями. Художественное восприятие ребенка должно совершенствоваться по мере его взросления, опыт «насмотренности» приобретается не только в дошкольном образовательном учреждении, но и поддерживается в семье. Родителям даются рекомендации о посещениях различных выставок, музеев, галерей.

Воспитанники детского сада регулярно посещают Михайловский дворец, во время экскурсий используется искусствоведческий рассказ, игры, которые способствуют  развитию эстетических способностей. После посещения музея дети делятся своими впечатлениями, ещё раз проговаривается услышанное на экскурсии, после чего дается творческое задание нарисовать наиболее понравившееся из путешествия. Отклик детей разнообразен – это может быть изображение, впечатлившей картины, или игра, проведенная экскурсоводом, а может просто цветовое решение на листе бумаги.  Для активизации ребенка на занятиях используются игровые приемы – разыгрывание этюдов, подбор образных слов, чтение стихотворений, составление натюрмортов.

Для расширения представления детей о музейном комплексе «Русский музей», проводятся экскурсии в Михайловский замок, в Летний сад с посещением Летнего дворца. Это обогащает представление ребенка о разнообразии архитектурных сооружений, особенностях материалов и композиционных решений. Осенью 2010 года состоялась автобусная экскурсия в Домик Петра I, первая жилая постройка в Санкт-Петербурге, летний дом царя в период с 1703 по 1708 годы. Дети могли не только познакомиться с первым жилым домом императора, но и убедиться в важности сохранения архитектурной постройки, увидеть, что дом построен из бревен очень давно и тем ценнее это здание для потомков. После посещения музея была возможность отправиться на стрелку Васильевского острова. Дошкольники смогли внимательно и детально рассмотреть морские символы Санкт-Петербурга – Ростральные колонны, познакомиться с элементами декора и аллегорическими скульптурными образами, убедиться в грандиозности масштабов этих маяков. Таким образом, эта экскурсия стала для детей не только познавательная, но и увлекательная и вызвала массу положительных отзывов.

После занятий, посвященных знакомству с русскими национальными  традициями и культурой, ребята посещают Этнографический музей. Сотрудниками музея разработаны специальные программы для дошкольников.  Экскурсии и игровые занятия построены с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет и отвечают потребностям воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях. Они направлены на приобщение детей к традиционной культуре и способствуют накоплению их знаний об окружающем мире[2]. Дети посещают экскурсию, на которой рассказывают о различных типах жилищ (хата, чум, изба),  об особенностях строительного материала и их зависимость от природных условий.  Для дошкольников также интересна экскурсия с элементами театрализации, где на примере сказки «Теремок», они знакомятся с крестьянским домом, внешним и внутренним убранством.  Посещая не только Михайловский дворец, но и другие музеи дети знакомятся с различными видами искусства, направлениями деятельности выставочных площадок, обогащают свой опыт общения с музейным пространством.

В конце учебного года для детей проводится театрализованная экскурсия по залам Михайловского дворца. В процессе экскурсии используются ролевые игры, упражнения на обследование применяемых в создании скульптур материалов, используется синтез искусств (чтение стихотворений). Дети становятся участниками театрального действа, в которое органично включены произведения устного народного творчества (былины) и изобразительного искусства (живопись). В ходе экскурсии обогащаются представления старших дошкольников об исторических событиях, культурных традициях, обычаях, способствующие более глубокому пониманию искусства[3].

Для совершенствования педагогического процесса в детском саду проводится анкетирование родителей[4].


[1] Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Мы входим в мир прекрасного. Санкт-Петербург, 2008.

[2] http://www.ethnomuseum.ru/section33/318/1073/1504.htm

[3] Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Мы входим в мир прекрасного. Санкт-Петербург, 2008.

[4] Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательн...

Презентация "Формирование экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ." (из опыта работы)

Через какие виды деятельности идет формирование экологической культуры в нашей группе. Описание и фотоматериалы....

«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ»

В презентации представлен  опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников в условиях нашего дошкольного учреждения....

«Опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ» - 2019 г.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами при формировании художественной культуры дошкольников

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, со своей страной и в значите...

Обобщение опыта по проекту: «Создание РППС с целью формирования экологической культуры дошкольников в условиях новой реальности».

Проект: «Создание РППС с целью формирования экологической культуры дошкольников в условиях новой реальности».Решение актуальной проблемы по формированию экологической культуры у дете...