Проект "Коллекционирование. как средство развития познавательной активности"
проект (старшая группа)

Сливко Елена Ильинична

Развитие позновательного  интереса и позновательно - исследовательской деятельности дошкольного возраста через коллекционирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Коллекционирование"33.69 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

                                           

                                                     Проект

« Коллекционирование, как средство развития познавательной  активности»

Воспитатель: Сливко Е.И.

с.Кабанск

2021 г

Вид проекта: долгосрочный  (1 год.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель

Пояснительная записка

     Коллекция и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: познавательная - сравнение, классификация, систематизация; развитие математических представлений – временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций; игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные и режиссерские игры; продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций; коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, с взрослыми в рамках работы с коллекцией; трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд; чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу; художественная – изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.

Проблема : В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, которые продаются наборами и в основном китайского производства и герой мульфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам и вообще к самому коллекционированию.

Гипотеза : В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители и воспитатели поддерживают интересы детей, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируется ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.

Актуальность: В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать, его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП,  познанием окружающего мира, экологическому воспитанию, развитию речи, сенсорным развитием, художественному творчеству.

Цель: Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

  • Создать условия для развития детского коллекционирования;
  • Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  •  Развить познавательный интерес и познавательную активность детей;
  •  Обогатить знания об объектах живой и неживой природы;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Дети старшей группы

Срок реализации проекта: сентябрь-май

Ожидаемые результаты.

  • Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.
  • Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.
  • Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).
  • Повышения уровня удовлетворённости родителей организацией образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

мероприятие

Цель

 Работа с родителями

 Дата проведения

Теоретический

Изучение методической литературы и передовые образовательные технологии по коллекционированию в детском саду.

 самообразование

В течении года

Практический этап

Беседа «Коллекционирование»

Расширять кругозор детей о коллекционировании .

сентябрь

Выставка своей коллекции

«Ракушки»

Заинтересовать детей.

сентябрь

Познакомить родителей с целью и задачами проекта.

Подготовить родительское собрание

Провести анкетирование

октябрь

  «Листья»  

Собрать листья на прогулке

Пополнение

 коллекции

октябрь

Д.и. «С какого растения листок»

Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.

октябрь

Д/и «Дерево. кустарник цветок»

Закрепить знания растений ,расширять кругозор детей развивать память, речь.

октябрь

Д/и « Где, что растёт?»

Учить понимать происходящие в природе процессы дать представление о назначении растений развивать речь.

октябрь

Наблюдение в природе

За березой ,елью, тополем акацией. И.т.д.

В течении года

Изготовление леп бука

«Ткани»


Чтение произведения Н.Носова «Заплатка»

Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.




Пополнение коллекции разнообразной тканью.
Создание альбома.

ноябрь

Д/и Знакомство с тканью»

Познакомить детей с тканью, мех, вельвет, шелк, байка джинсовая.

Учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани.

Обогащать словарный запас.

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных

ноябрь

Д/ и одень куклу.

 Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

ноябрь

Д/и «ателье»

Познакомить с профессией модельер – дизайнер. Учить подобрать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани

ноябрь

Изготовление леп бука

. Ёлочные украшения 

Изготовление новогодних украшений своими руками.

Развивать творческие способности детей.

Рассматривание.

Привлечь родителей к созданию коллекции

декабрь

Д/и  «Узнай по описанию»

Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов ,которые ребенок в данный момент не видит

декабрь

Д/и «с ёлочными украшениями»

Развивать и закреплять сенсорные способности, цвет

декабрь

Выставка коллекции в группе.

 «Пуговицы»

Беседа для чего нужны пуговицы.

Познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету, рассказать о применении пуговиц в жизни человека.

Привлечь родителей к созданию коллекции

январь

Д/и «Поезд»

Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

январь

Изготовление аппликации из пуговиц.

Развитие мелкой моторики рук

Развивать творчество, фантазию.

январь

 Д/и «Родовое дерево»

Создать родовое дерево совместно с ребёнком , объясняя родственные связи.

январь

Д/и “Пуговичное ожерелье»

Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

январь

Изготовление леп бука , выставка коллекции

«Модели автомобилей»

Рассматривание иллюстрации «транспорт»

Познакомить детей с разными видами транспортных средств.

Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека.

Создание коллекции

февраль

Д/и «Виды транспорта»

Развивать умение классифицировать транспорт.

Пассажирский, грузовой,

специальный.

февраль

Д/и « По дороге»

Закрепить знания о различных видах транспорта. Тренировать внимание память.

Наблюдение на прогулке за транспортом проходящим мимо.

 расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

февраль

Выставка коллекции в группе .

«Школьные принадлежности»

Беседа  «От уголька до ручки»

Расширяет представления детей о ручке, познакомить с историей предмета.

март

«Ручки»

Создание коллекции

март

Инсценировка сказки

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок при помощи ручек.

Ластики

Создание коллекции

март

Экспериментальная деятельность

 Выявить, свойства ластика.

Линейки

 

Создание коллекции

март

Экспериментальная деятельность

Выяснить, для чего нужна линейка.

Точилки

Создание коллекции

март

Экспериментальная деятельность

Выяснить из чего состоит точилка.

Открытое занятие

«Собираем портфель в школу»

Формирование  и расширение представлений о школе и школьных принадлежностях с использованием технологии коллекционирования

март

«Пасхальные яйца»

Беседа «Светлая пасха»

Познакомить детей с православным праздником пасхи

Создание коллекции

апрель

Рассматривание яиц.

Прививать детям интерес к народной культуре, национальным традициям, эстетические чувства.

П/и «Катание яиц навстречу»

Развивать глазомер, ловкость,

чувство соперничества.

апрель

П/и «кто найдёт больше яйц»

Развивать чувство соперничества.

апрель

Выставка коллекции в музее ДОУ

Заключительный

Выставка коллекции  Анжелики Соболевой «Куклы»

Расширять кругозор детей о коллекционировании ,

 формировать у них умение общаться друг с другом, поддерживать беседу.

май

Выставка коллекции Софии Кривошеевой  «Магнитики на холодильник»

То же

май

Презентация всех коллекций

На сайте ДОУ

май

Этапы работы

1этап-подготовительный

  • Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.
  • Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап – основной:

  • Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

  • Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
  • Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

  • В режимные моменты
  • В ходе непосредственно образовательной деятельности.
  • В ходе самостоятельной деятельности детей.

Список литературы

1.Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2012.

2. Прохорова Л.Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.

3. Прохорова С.Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...