Проект "Коллекционирование. как средство развития познавательной активности"
проект (старшая группа)
Развитие позновательного интереса и позновательно - исследовательской деятельности дошкольного возраста через коллекционирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Коллекционирование" | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
Проект
« Коллекционирование, как средство развития познавательной активности»
Воспитатель: Сливко Е.И.
с.Кабанск
2021 г
Вид проекта: долгосрочный (1 год.)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Пояснительная записка
Коллекция и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: познавательная - сравнение, классификация, систематизация; развитие математических представлений – временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций; игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные и режиссерские игры; продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций; коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, с взрослыми в рамках работы с коллекцией; трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд; чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу; художественная – изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.
Проблема : В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, которые продаются наборами и в основном китайского производства и герой мульфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам и вообще к самому коллекционированию.
Гипотеза : В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители и воспитатели поддерживают интересы детей, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируется ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.
Актуальность: В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать, его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическому воспитанию, развитию речи, сенсорным развитием, художественному творчеству.
Цель: Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
- Создать условия для развития детского коллекционирования;
- Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- Развить познавательный интерес и познавательную активность детей;
- Обогатить знания об объектах живой и неживой природы;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Дети старшей группы
Срок реализации проекта: сентябрь-май
Ожидаемые результаты.
- Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.
- Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.
- Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).
- Повышения уровня удовлетворённости родителей организацией образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
мероприятие | Цель | Работа с родителями | Дата проведения |
Теоретический | |||
Изучение методической литературы и передовые образовательные технологии по коллекционированию в детском саду. | самообразование | В течении года | |
Практический этап | |||
Беседа «Коллекционирование» | Расширять кругозор детей о коллекционировании . | сентябрь | |
Выставка своей коллекции «Ракушки» | Заинтересовать детей. | сентябрь | |
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. | Подготовить родительское собрание Провести анкетирование | октябрь | |
«Листья» | |||
Собрать листья на прогулке | Пополнение коллекции | октябрь | |
Д.и. «С какого растения листок» | Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов; | октябрь | |
Д/и «Дерево. кустарник цветок» | Закрепить знания растений ,расширять кругозор детей развивать память, речь. | октябрь | |
Д/и « Где, что растёт?» | Учить понимать происходящие в природе процессы дать представление о назначении растений развивать речь. | октябрь | |
Наблюдение в природе За березой ,елью, тополем акацией. И.т.д. | В течении года | ||
Изготовление леп бука | |||
«Ткани» | |||
| Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека. | Пополнение коллекции разнообразной тканью. | ноябрь |
Д/и Знакомство с тканью» | Познакомить детей с тканью, мех, вельвет, шелк, байка джинсовая. Учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани. Обогащать словарный запас. Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных | ноябрь | |
Д/ и одень куклу. | Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду. | ноябрь | |
Д/и «ателье» | Познакомить с профессией модельер – дизайнер. Учить подобрать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани | ноябрь | |
Изготовление леп бука | |||
. Ёлочные украшения | |||
Изготовление новогодних украшений своими руками. | Развивать творческие способности детей. Рассматривание. | Привлечь родителей к созданию коллекции | декабрь |
Д/и «Узнай по описанию» | Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов ,которые ребенок в данный момент не видит | декабрь | |
Д/и «с ёлочными украшениями» | Развивать и закреплять сенсорные способности, цвет | декабрь | |
Выставка коллекции в группе. | |||
«Пуговицы» | |||
Беседа для чего нужны пуговицы. | Познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами, продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету, рассказать о применении пуговиц в жизни человека. | Привлечь родителей к созданию коллекции | январь |
Д/и «Поезд» | Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества. | январь | |
Изготовление аппликации из пуговиц. | Развитие мелкой моторики рук Развивать творчество, фантазию. | январь | |
Д/и «Родовое дерево» | Создать родовое дерево совместно с ребёнком , объясняя родственные связи. | январь | |
Д/и “Пуговичное ожерелье» | Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. | январь | |
Изготовление леп бука , выставка коллекции | |||
«Модели автомобилей» | |||
Рассматривание иллюстрации «транспорт» | Познакомить детей с разными видами транспортных средств. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека. | Создание коллекции | февраль |
Д/и «Виды транспорта» | Развивать умение классифицировать транспорт. Пассажирский, грузовой, специальный. | февраль | |
Д/и « По дороге» | Закрепить знания о различных видах транспорта. Тренировать внимание память. | ||
Наблюдение на прогулке за транспортом проходящим мимо. | расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека. | февраль | |
Выставка коллекции в группе . | |||
«Школьные принадлежности» | |||
Беседа «От уголька до ручки» | Расширяет представления детей о ручке, познакомить с историей предмета. | март | |
«Ручки» | Создание коллекции | март | |
Инсценировка сказки | Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок при помощи ручек. | ||
Ластики | Создание коллекции | март | |
Экспериментальная деятельность | Выявить, свойства ластика. | ||
Линейки |
| Создание коллекции | март |
Экспериментальная деятельность | Выяснить, для чего нужна линейка. | ||
Точилки | Создание коллекции | март | |
Экспериментальная деятельность | Выяснить из чего состоит точилка. | ||
Открытое занятие «Собираем портфель в школу» | Формирование и расширение представлений о школе и школьных принадлежностях с использованием технологии коллекционирования | март | |
«Пасхальные яйца» | |||
Беседа «Светлая пасха» | Познакомить детей с православным праздником пасхи | Создание коллекции | апрель |
Рассматривание яиц. | Прививать детям интерес к народной культуре, национальным традициям, эстетические чувства. | ||
П/и «Катание яиц навстречу» | Развивать глазомер, ловкость, чувство соперничества. | апрель | |
П/и «кто найдёт больше яйц» | Развивать чувство соперничества. | апрель | |
Выставка коллекции в музее ДОУ | |||
Заключительный | |||
Выставка коллекции Анжелики Соболевой «Куклы» | Расширять кругозор детей о коллекционировании , формировать у них умение общаться друг с другом, поддерживать беседу. | май | |
Выставка коллекции Софии Кривошеевой «Магнитики на холодильник» | То же | май | |
Презентация всех коллекций На сайте ДОУ | май |
Этапы работы
1этап-подготовительный
- Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.
- Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.
2 этап – основной:
- Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
- Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
- Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап – заключительный:
- Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
- Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:
- В режимные моменты
- В ходе непосредственно образовательной деятельности.
- В ходе самостоятельной деятельности детей.
Список литературы
1.Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2012.
2. Прохорова Л.Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.
3. Прохорова С.Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...